Развлечения

5 достойных российских фильмов ужасов

Опубликовано 15 августа 2016 в 18:07
0 0 0 0 0

В прокат вышел российский триллер о монстрах в метро «Диггеры». Фильм ожидаемо демонстрирует низкие сборы, и ни один уважающий себя и кинематограф критик не стал писать на него рецензию. Да, жанр триллера и ужасов в отечественном кино отработан из рук вон плохо, но и среди плохого встречаются достойные примеры. TNR составила список из приличных российских хорроров — от перестроечных окололитературных картин до близких к детективному жанру лент нулевых.

«Господин оформитель», 1988

реж. Олег Тепцов

Сюжет: Художник-оформитель Платон Андреевич получает заказ на оформление витрины ювелирного магазина. В качестве модели для манекена художник находит больную чахоткой Анну, и создает по ее подобию лучшее творение в своей жизни. Через несколько лет, находясь в творческом и личном кризисе, Платон Андреевич соглашается оформить интерьер дома богатого дельца Грильо. Жена заказчика — Мария — отчетливо напоминает Платону умершую Анну, а точнее — созданный им когда-то манекен для витрины. Платон влюбляется в переродившуюся Анну, но та отказывает ему из-за бедственного положения. Позже художник понимает, что создал прекрасное, но ужасное существо: Мария под влиянием темных сил убивает сначала своего мужа, а затем и оформителя.

Очень петербургский во всех отношениях фильм. Снят на «Ленфильме», в качестве основного места действия выбрали особняк Фолленвейдера на Каменном острове, а финальную сцену снимали на Большом Петровском мосту. Музыку к ленте написал Сергей Курехин, за что был номинирован на премию «Ника». Декадентский хоррор вырос из рассказа Александра Грина с нейтральным заголовком «Серый автомобиль» (под колесами которого и погибает главный герой). И вырос, по мнению некоторых критиков, «слишком рано». По мнению Михаила Трофименкова, 88-й год — год рок-н-ролла как формы протеста и самовыражения — совсем не подходил для этого фильма. Через несколько лет, на рубеже десятилетий, когда слово «декаданс» снова прочно вошло в лексикон богемы, у «Оформителя» было бы больше шансов быть правильно услышанным.

«Семья вурдалаков», 1990

реж. Геннадий Климов и Игорь Шавлак

Сюжет: Молодой журналист для выполнения задания приезжает в полупустую деревушку. Там юноша снимает жилплощадь у семьи, не так давно похоронившей пожилого родственника. Но вот дедушка решил вернуться, чтобы забрать свое и своих.

Кажется, если не все, то многое выдает в этом хорроре выдает русский характер. И литературная основа — одноименный рассказ Алексея Толстого, и совсем не демонические вампиры, и кромешная тьма на экране большую часть времени — то ли от пресловутой лени, то ли от дефицита бюджета. Особенно искушенный зритель вспомнит классические итальянские фильмы ужасов вроде Лучио Фульчи или Марио Бавы. Видимо, по замыслу авторов, статичные кадры должны навеять на зрителя русскую тоску и настроить на философские рассуждения. Тем не менее, хоррор «Семья вурдалаков» однозначно недооценен и представляет собой прекрасный минималистичный образец отечественной киномистики.

«Прогулка по эшафоту», 1992

реж. Исаак Фридберг

Сюжет: Пара влюбленных остались на ночлег в лесу, заняв симпатичную охотничью хижину. Обстановка вокруг домика была живописной, но наутро от нее не осталось и следа. Рядом с парочкой прогуливался жутковатого вида павлин, а сама хижина превратилась в странные чертоги.

Основным действующим лицом в этом царстве мускулистого Дмитрия Певцова и эффектной Ольги Дроздовой оказывается невесть откуда взявшийся старик-шизофреник. По чудным законам кино 90-х, старикан то оказывается на вершине дерева, то на дне озера, и угадать, что случится в следующий момент, никак не возможно. Впрочем, лента претендует больше на звание философской притчи с элементами мистики, чем на полноценный хоррор, хотя среди отзывов встречаются предупреждения типа «вы точно поседеете!».

«С.С.Д.», 2008

реж. Вадим Шмелев

Сюжет: Участников шоу «Пионерлагерь» привозят на территорию заброшенного учреждения. Но уже после первого съемочного дня один из героев погибает на глазах у других от выстрела из лука в голову. С этого момента группа потеряла связь с внешним миром и вынуждены выполнять требования неизвестного «режиссера» — измененного с помощью компьютерной программы голоса. Постепенно участники начинают погибать по сценарию популярных детских страшилок. 

Аббревиатура «С.С.Д.» имеет сразу несколько расшифровок. «Смерть советским детям» — так в фильме расшифровывается номер машины из одной из детских страшилок. «Страшилки советского детства» — слоган на афишах фильма. И самая очевидная — «Самый страшный день». Создатели назвали ленту первым в России «молодежным слэшером», а многие зрители запомнили картину только по обнаженной Анфисе Чеховой. С любой стороны, «С.С.Д.» стал смелым экспериментом и первой серьезной замашкой на западные стандарты.

«Юленька», 2008

реж. Александр Стриженов

Сюжет: Столичный учитель Белов с женой и дочерью переезжает в провинциальный городок. На новом месте работы мужчина становится руководителем класса, где не так давно погибла девочка. Объяснить случившееся берется Юленька — одна из самых странных, но популярных и влиятельных учениц в школе. Юленька знакомит Белова со своей мамой, между ними вспыхивает роман, но учитель решает прекратить эту связь. За это Юленька превратит его жизнь в кошмар.

У фильма преступно низкий рейтинг на всех сайтах, но история достойна хотя бы единичного просмотра. Претензии есть ко всему — от неточностей в сценарии до игры некоторых актеров. При этом хоррор — пусть и косвенно — затрагивает привлекательную для культуры триллеров тему материнства. Да, в голубоокой Юленьке живет настоящий монстр. Но движим он странной любовью к матери.

 

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook