6 вещей, которые нужно увидеть в Музее Стрит-Арта этим летом

0 0 0 0 0

В эту субботу в Музее уличного искусства открыли новый сезон. В ближайшие три месяца на действущем заводе пластиков на шоссе Революции можно будет посмотреть работы современных художников из разных стран, объединившихся ради проекта «Через границы / Сквозь ограничения». The Neva Room рассказывает, как мастера стрит-арта из России, США, Великобритании, Южной Кореи, Франции, Германии, Италии и Испании высказались на тему миграционного кризиса.

На открытии сезона в Музее стрит-арта показали знаменитые «цветовые бомбы» итальянского художника Филиппо Минелли — признанного мастера политического акционизма. Сам проект возник как реакция на разгон митинга противников глобализации во время проведения саммита G8 в Генуе. Тогда для разгона пикетчиков полиция применила слезоточивый газ, а Минелли в своей работе применил собственные дымовые шашки, создающие дым разных ярких цветов. Это было в 2001 году, и с тех пор художник поджигает свои шашки в разных уголках мира.

На петербургской площадке можно будет увидеть еще несколько работ Минелли. Например, стену, расписанную разными сообщениями — посланиями, в которых художник рассказывал друзьям о приключениях в процессе получения виз в разные страны.

На входе на основную площадку посетителей встречает инсталляция «Flag for no nations» британца Джеймса Брайдла. Это семь флагов, созданных из «космических одеял». «Космическими (или «спасительными») одеялами» называют материал, разработанный специалистами НАСА еще в середине прошлого века для нужд космонавтики, но в дальнейшем используемый спортсменами и туристами во избежание переохлаждения. В какой-то момент этот материал стали использовать и беженцы при возведении палаточных городков. Под инсталляцией Брайдл расположил еще одну работу — «Тень спутника». Это нарисованный белой краской на асфальте силуэт российского разведывательного спутника — его художник использовал как метафору постоянного контроля государства над беженцами.

Джеймс Брайдл — британский художник и публицист, пишущий эссе для изданий Observer, The Guardian, Icon и др. Брайдл всегда интересовался вопросами миграционной политики и прославился благодаря нашумевшей инсталляции в Музее Виктории и Альберта. В этой работе художник использовал компьютерную программу, когда-то обнаружившую метафорическую связь между разведывательным альянсом Five Eyes (чьи методы работы стали известны благодаря расследованиям WikiLeaks) и экспонатами Музея. 

Одну из стен отдали популярному и активному художнику Кириллу Кто. Для нового проекта Музея стрит-арта он создал нечто «Непонятное» — результат своей переписки с Рафаэлем Шактером (куратором выставки «Через границы / Сквозь ограничения»), вышедшей нелепой из-за языкового барьера. Художник решил исписать стену словом «непонятное» на разных языках, получился гигантский приветственный плакат.

Граффитчик Кирилл Кто начинал в составе команд «Зачем?» и «No Future Forever», но с некоторых пор переключился на социальные проблемы и принялся бороться с серостью улиц, хамством автомобилистов, нехваткой доступных общественных пространств и бессмысленными надписями на городских объектах. Долгое время Кирилл Кто курировал проект «Стена» на «Винзаводе» в Москве, но широкой публике известен написанными на стенах примитивным шрифтом надписями вроде «За неимением лучшего занимается сама собой».

Над другой стеной работал француз Эльтоно. Он создал лаконичный рисунок, представляющий собой геометрически правильные границы стран. На самом деле, всё концептуально: эти границы художник воспринимает как линии разлома, символ излишне рационального подхода к разделению культур и цивилизаций.

Эльтоно (в жизни Ксавье) — французский уличный художник, освоивший граффити в 14 лет и начинавший в составе команды GAP: граффитисты рисовали на железнодорожной ветке, соединяющий Париж с одним из пригородов. Затем Эльтоно бросил рисунки и начал расклеивать по городу лаконичные листовки, а потом и вовсе уехал в Испанию. С начала нулевых Эльтоно стал «легальным» уличным художником в родном Париже: он рисует в общественных пространствах и выставляется в галереях. В 2014 году Эльтоно приезжал в Москву на биеннале «Артмосфера» и представил там несколько графических работ на фанерных листах, перед этим таская их несколько дней по улице, а после выставив со всеми царапинами и потертостями. 

Американские художники Гайа и Мата Руда размышляют на тему миграции с помощью портретов. Так, одна из стен на публичной площадке отдана под гигантские портреты трёх мигрантов, приехавших для работы на заводе слоистых пластиков (на территории которого и находится Музей стрит-арта) из Узбекистана.

Этот дуэт часто обращается к проблемам миграции в своем творчестве. Главным образом потому, что один из участников — Мата Руда — сам эмигрант: в 11 лет родители перевезли его из Венесуэлы в США. 

Невозможно не заметить огромную трубу с надписью «Go home». Эту инсталляцию для выставки создал уличный художник SpY, испанский Бэнкси, как считают критики.

SpY громко заявил о себе в 2013-м, когда на глухой стене одного из мадридских домов установил 150 камер наружного наблюдения. После этого за SpY закрепилась репутация провокатора: он заворачивал в упаковочную бумагу автомобиль в Германии, во Франции выставлял надгробие с надписью «Свобода, равенство, братство», а в Чили делал инсталляцию из металлических ограждений, которые используют полицейские при разгоне демонстрантов.

0 0 0 0 0