Город

Что делать. А делать нечего

Опубликовано 19 ноября 2014 в 20:00
0 0 0 0 0

Спектакль сочинялся в актерских импровизациях и дискуссиях

В недавно открывшимся после реконструкции легендарном Большом Драматическом премьера — «Что делать» постановки Андрея Могучего. От этого спектакля ожиданий было множество, потому что первая постановка Могучего на исторической сцене БДТ им. Г.А.Товстоногова, потому что первая премьера после продолжительного ремонта, и, конечно, потому что когда ставят классику на современный лад, такие спектакли обычно ругают.

что-делать15

«Что делать?». На сцене БДТ молодые актеры и старый состав

Чернышевский, если вы не помните из школьной программы, философ, писатель, демократ, который написал тот самым огромный, как когда-то казалось, роман «Что делать?», — там еще сны Веры Павловны были, помните? Вечное произведение, всегда актуальное для нашей страны с озаглавленным вопросом, который задает себе каждый здравомыслящий человек. Произведение, получившееся у Могучего, как и полагается, содержит в себе все ключевые моменты: завязка, сюжет, герои — те же.

Ах, да —  публике поможет разобраться со всем происходящем один из главных персонажей — автор. В начале спектакля он заводит диалог со зрителем: «Вы наверняка думаете, что тут будет глумление над классикой? Что все перевернут с ног на голову, оденут всех в современные костюмы?»

Борис Павлович в роли автора

Борис Павлович в роли автора

Автор направляет каждого зрителя в нужном русле, разворачивая его внимание с черного на белое, акцентируя на явные смыслы. Просто потому, что зритель нынче уж не тот. Кстати, публика становится при этом также одним из тех, кто создает спектакль. Для этого зал и был сделан в виде кафедры — для лучшего диалога со зрителем. Все, кто купит билеты в партер, должны иметь ввиду, что привычного зала БДТ не увидят, так как специально для этой постановки была создана конструкция для большего «слияния» зрителей со сценой. Надо отметить, Могучий любит экспериментировать с пространством театра, меняя привычные месторасположения.Бывалых это жутко возмущает, другие просто думают, что еще идет ремонт (в кулуарах это активно обсуждают, ведь придраться к реконструкции — это у нас в Петербурге так положено. Хотя, заметим, ремонт в театре сделали очень достойный).

Нина Александрова в главной роли Верочки

Нина Александрова в главной роли Верочки

Сама сцена и переосмысленное, доработанное ее пространство, перед публикой раскрылась в новом свете, с новыми возможностями, с новыми красками. «Что делать» — черно-белый спектакль со строгими декорациями, простыми, но эффектными элементами, среди которых свет, тень, отблески и женский хор. Такой контраст, как и четкое разделение поколения старого и нового — логичное воплощение романа. Главная героиня — женщина. Главная тема — свобода. Жанр, как обозначено в афише — наивный реализм.

Георгий Штиль

Георгий Штиль играет отца Верочки

Спустя 150 лет после выхода в свет романа, ответа на главный вопрос так и не найден. Выходя из зала, некоторые говорили о том, что надо перечитать «Что делать?» Чернышевского. А это уже достижение.

Герои оказались в ситуации, когда светлое будущее неизбежно. У них есть надежда на него. Там красота — она не помилует никого, потому что она единогласна. Но от этого исчезает свобода. Пока, правда, они живут в другом мире, но светлое будущее обязательно наступит. Только вот нельзя разделять эти два мира, настоящее и будущее. Как и нельзя считать будущее прекрасным. И отсюда неразбериха, какая была еще в ХIХ веке. Может, поэтому у публики не остается надежды?

Ответов на вопросы вы не получите, не зря ведь в заглавии спектакля нет вопросительного знака. Хорошо, если все же вам удастся сформулировать вопросы — в этом зачастую и заключается основное назначение искусства.

Фото: БДТ им. Г.А. Товстоногова / Стас Левшин

0 0 0 0 0




19 ноября 2014
Вконтакте
facebook