Развлечения

Дневники «Послания»: мастер-класс Вернера Херцога

Опубликовано 26 сентября 2016 в 16:06
0 0 0 0 0

На фестивале «Послание к человеку» прошел мастер-класс классика немецкого кинематографа Вернера Херцога. Актовый зал петербургского университета кино и телевидения был переполнен, но корреспонденты Neva Room пробрались на встречу.

В лучших отечественных традициях встреч зарубежных гостей студенты сидели с блокнотами на ступеньках – помещение явно не располагало к такому количеству зрителей. Понять пришедших было можно, ведь не каждый день в Россию приезжает режиссер, который давно определен в разряд таких классиков, как Фассбиндер и Вендерс. Вернер Херцог ― автор десятков игровых и документальных фильмов, многие из которых невозможно причислить только к одному из этих жанров. Режиссер, умело имитирующий документалистику, давно хочет убедить своего зрителя в том, что происходящее на экране было на самом деле и никак иначе.

7FDI-WzVx3Q

Херцог, безусловный идеалист и романтик, отвергает законы общества потребления и воспевает в своих фильмах людей, этим обществом отвергнутых или вовсе не знающих о его существовании. Под пристальный взор попадают индейцы, пытающиеся утопить корабль чужеземца, «сверхлюди» или сумасшедшие изгои вроде Николаса Кейджа. В каждом фильме Херцог предпочитает быть не режиссером, а рассказчиком небывалой истории, поэтому на вопрос, какова формула успешного сценария, он ответил:

Попробуйте рассказать свой замысел четырехлетнему ребенку. Если ему будет интересно, вам все удастся

Любой рассказ подразумевает вольность его исполнения, поэтому Херцог долго убеждал публику, что нет ничего опаснее киношкол, где учат догмам , «как правильно снимать кино».  Нет ничего хуже раскадровок, заставляющих съемочную группу работать по заранее определенным правилам.

Всякий алгоритм и набор заданных действий убивают фантазию, а вместе с тем лишают кино оригинальности, связывают руки. Маэстро с легкостью говорил, что перенес бы и корабль через горы, реки вспять повернул для одного хорошего кадра, да и пошел бы на любые риски, лишь бы осуществить свой замысел. Порыв отличный, но из зала сразу же посыпались вопросы об ответственности за команду.

u1DC-HCzvqQ

Херцог успокоил беспокоящихся зрителей — все сорок фильмов обошлись без единой жертвы. Впрочем, возникшая опасность еще не повод завершать съемку. Главное — предупредить актеров и операторов о готовящемся «смертельном номере». Возникающие трудности в процессе создания фильма и экстремальные обстоятельства — естественная среда для Херцога, иначе было бы скучно.

Заболел оператор — что ж, придется самому встать за камеру. Это и вовсе пустяки, куда серьезнее делать фильм с людьми, приговоренными к смертной казни, за неделю до исполнения приговора.

Здесь нужно знать тонкости психологии, не показать высокомерия или, не дай бог, презрения. Поэтому и одеваться, учит режиссер, стоит соответственно ситуации строго. Для встречи с молодыми кинематографистами можно обойтись и свободным баварским пиджаком.

Чем отличается баварский пиджак от мюнхенского или любого другого, Херцог не пояснил, но нашел повод вновь рассказать о важности родины в своей жизни. Глобализация ведь разрушает человека, порабощает- куда свободнее чувствуешь себя там, где провел детство. Режиссер просит не забывать об этом, но на вопрос, почему живет в Штатах, отшучивается, мол, там комфортно его жене, уроженке Екатеринбурга. Да и нравы в Америке куда свободнее, с косным баварским духом не сравнимые. Его любимая Калифорния — одно из главных мест первых протестов сексуальных меньшинств и бунтов маргинальной молодежи.

0Ts3BdxdbEo

Длинная очередь желающих спросить мастера о главном не уменьшалась, на каждый вопрос Херцог отвечал долго, явно получая удовольствие от происходящего. Киновед Алексей Медведев, ведущий мастер-класса, предложил закончить последними двумя вопросами, но Херцог ему тотчас возразил, что не уйдет из зала, пока не ответит каждому. Спустя некоторое время после вопроса «Когда выйдет ваш последний фильм?» двухчасовая встреча была завершена. Неутомимый оптимист Херцог подвел итог, напомнив, что при нынешних возможностях кино может снять любой на камеру своего мобильного телефона. Для этого вовсе не обязательно знать теорию кино, владеть основами режиссуры. Можно прочитать четырнадцать строк старинного испанского поэта и так ими увлечься, что за вечер успеешь написать сценарий. Казалось бы, слова восторженного юноши. Но перед нами Вернер Херцог.

Бонус от редакции TNR

5 фильмов,
с которых стоит начать знакомство с творчеством Херцога
  • «Агирре, гнев божий»
  • «Встречи на краю света»
  • «В бездну»
  • «Плохой лейтенант»
  • «Там, где мечтают зелёные муравьи»

 

Текст: Тимофей Степанов
Фото: Евгений Трушин

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook