«Фуди», или Еда как хобби

Опубликовано 26 мая 2014 в 22:30
0 0 0 0 0

Судя по неизменной успешности очередного Ресторанного Дня в Петербурге, в городе ширится прослойка людей, искренне любящих покушать, хорошо разбирающихся в этой теме, а главное — готовых страстно нести новые кулинарные тренды в массы. Сама еда, по мере насыщения общества, из средства поддержания жизни перешла в область удовольствий и развлечений. Да и вообще, вокруг разворачивается самый настоящий бум еды!

В английском языке для совокупного обозначения довольно пестрой и разнонаправленной группы страстных едоков родилось слово «фуди» (от foodie), но в отличие от явления, наблюдаемого повсеместно, само слово войти в наш язык не торопится.

Отчасти это вызвано огромной фрагментацией различных кулинарных гиков. У каждого из них, помимо еды в общем, есть какая-то своя направленность. Например, кто-то запал на бургеры, ребрышки и разнообразные барбекю, кто-то без домашнего фалафеля дня прожить не в силах, кто-то ест только домашний хлеб. Капкейковые энтузиасты, анонимные маффинисты, секта свидетелей замороженного йогурта, адепты пончиков, и орден бельгийской вафли. Ценители вина, пивные гики, фанаты домашних лимонадов, любители смузи, кофеманы, чайные пьяницы. У просветленных, отказавшихся от мяса, вообще своя отдельная вселенная. Особнячком стоят жертвы фитнеса и бодибилдинга, как химики, питающиеся из тюбиков и здоровенных жбанов с чудо-порошками, так и сторонники естественного откорма. Есть еще гастронавты — любители проделать путешествие через полмира, чтобы съесть особым образом забродившую селедку в Норвегии, любители азиатских маринованных яиц. А ведь еще есть верблюд, фаршированный жаренным бараном, который, в свою очередь, начинен курицей, фаршированной рыбой, которую начинили яйцом — берберское национальное свадебное блюдо, как у нас каравай. Я б куснул. Все вышеперечисленные типажи редко встречаются в чистом виде. Как правило, если у человека проснулся интерес к какой-то еде, то скоро любопытство завете его и в смежные области, а потом и в сугубо технические биологические и молекулярные дебри. Просто есть — этого уже недостаточно. Если еда хороша и приглядна, не возбраняется моментально поделиться вкусняшкой с друзьями в инстаграме, не забыв снабдить фото двадцатью забавными хэштэгами.

В этой новой страсти к еде есть что-то роднящее её с исповедью, как будто это коллективное преодоление комплекса вины за то, что ты получаешь удовольствие от еды, а не просто поддерживаешь в организме жизнь, в то время как в Африке дети голодают. Я до сих пор с трудом могу съесть вареную или пареную морковку из-за воспоминаний о советских кулинарных шедеврах в нашем детском саду. И как неодобрительно относились к тому, что ты не доел свою порцию. Истории бабушки, пережившей голод в Западной Сибири во времена усиленной коллективизации, блокадная крипота. Да на фоне этого апокалипсиса у советской нации, казалось бы, кулинарный путь один — только праноедение, только хардкор. Все девяностые мы пребывали в майонезном чистилище, потом, искупив советские кулинарные грехи, выправились, и примкнули, с некоторым запозданием, к общему для белого мира кулинарному тренду, хотя и со своими локальными турбулентностями.

Наибольший расцвет явление фуди испытывает в странах, столкнувшихся в прошлом со значительными кулинарными ограничениями — Великобритании, США, бывшем СССР. В странах, где пищевое разнообразие не приносилось в жертву стандартизации и аграрной индустриализации, например во Франции и Италии, такого фанатизма в самых, в общем-то, заурядных вещах, таких как еда и питье, практически не наблюдается — для их культуры это данность.

Фуди — это примерно как хипстер в мире еды. Эти слова роднит общая смутность, размытость, невозможность вывести ясное и четкое определение, противопоставление себя мейнстриму. Попробуйте спросить знакомого с щегольскими усиками, в узких цветных штанцах, очках Ray-Ban, лоферах на босу ногу, с ироничной бабочкой и в шляпе, такого канонiчного хипстера, пробы негде ставить — хипстер ли он? Парадоксально, но, скорее всего, вы услышите отрицательный ответ. Считается, что самоидентифицировать себя как хипстера — зашквар и позерство, что проистекает из присущего этим людям нонконформизма и отказа от навешивания ярлыков на всё и вся. Примерно такая же ситуация на данном этапе развития явления и с фуди. Многие не решаются идентифицировать себя как фуди, полагая, что для этого нужно быть ну совсем уж повернутым на еде.

К счастью, нет никакого эталонного образа фуди из палаты мер и весов, которому надо соответствовать. Для того, чтобы быть «фуди» вам не нужно сдавать экзамен или платить членские взносы, нужно любить себя, всегда помнить, что пища существенным образом влияет на качество жизни, относиться к выбору еды и её приготовлению ответственно, стремиться узнавать как можно больше о том, что попадает в твой организм. Фуди не обязательно должен прекратить ходить в гипермаркет, потреблять только фермерское, органическое, локальное и сезонное. Другое дело, что было бы неплохо знать что вокруг нас за продукты, как их обрабатывали, транспортировали и хранили. А еще можно попробовать приготовить те же самые магазинные продукты дома и понять, какие процессы при этом происходят в еде. Вы даже можете продолжать заправлять салат майонезиком, но только его нужно будет приготовить самому.

Против употребления термина «фуди» высказываются некоторые именитые, уважаемые и со всех сторон заслуженные люди старой школы. Оно и понятно, есть старое доброе слово — гурман. В нем есть стиль, помпезность, некая чопорность, которая как бы отделяет от общей массы любящих вкусно покушать людей. Не какой-то пренебрежительно-тинейджерский «фуди». Кстати, эти же люди зачастую вкладывают и в слово «хипстер» какой-то негативный подтекст. Но увы, универсального лекарства от снобизма еще не изобрели. От этой дистанцированности, нежелания оперировать новым словом, несет нафталином, как от старой шубы из чебурашки, которую всё равно бы ни одна здравомыслящая моль не тронула.

Мое представление о гурмане ближе к человеку, который потребляет в себя вкуснятинку, а вот термин фуди ближе к тому кто готовит сам, постоянно учится, открывает новое, экспериментирует на кухне, делится знаниями с окружающими.

Вообще, очень важно просто не быть снобом — кушать еду не потому, что её пропиарил именитый повар, а просто потому, что она вкусная и нравится конкретно вам. А фуди вы лично или нет, решайте сами.

Фото: Ресторанный день, likealocalguide.com

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook