Образ жизни

Гики в России: от Стругацких до «Старкона»

Опубликовано 21 октября 2016 в 18:38
0 0 0 0 0

В преддверии старейшего и крупнейшего в СНГ и странах Балтии фестиваля «Старкон», который пройдёт в Петербурге 29-30 октября, корреспондент The Нева Room попытался проследить историю нелёгкого пути гик-конвентов в нашей стране и разобраться в том, как отечественные гики стали теми, кем они являются сейчас.

Гик-культура в России имеет интересную историю. Сегодня современные российские гики — это такие же гики, как в США, Австралии, Германии и других странах. Глобализация, интернет и культурный обмен способствовали преемственности, а также стандартизации гиковской культуры в мире.

Прежде чем говорить о гиках, нужно разобраться в самом термине. Кто же такой гик и чем он отличается от нердов, битардов и многих других? Из всех перечисленных гик является самым широким и универсальным термином.

Гик
человек, который очень сильно увлечён чем-либо. Также его можно назвать и фанатом. Гик может быть равно увлечён вселенной «Звёздных войн» и радиотехникой. А может и этими двумя-тремя вещами сразу. В любом случае, гик остаётся увлечённым человеком.

Вместе с другими гиками собираются группы. Они самоорганизуются, встречаются, поддерживают друг друга и создают свою собственную субкультуру, которая в свою очередь дробится на более специализированные ниши. Скажем, в большую группу гиков могут входить и энтузиасты-ракетостроители, и фанаты комиксов MARVEL, и поклонники творчества Стивена Кинга — все они гики/фанаты, которых объединяет общая страсть. Но самое главное, что является их социальной связующей средой — универсальный фанатский язык.

Нёрд
человек, для которого аналитическая сфера жизни гораздо важнее других.

Это мешает нёрдам общаться, они не понимают контекстов, они достаточно узколобые в социальном плане. Их замкнутость делает их не любимыми в обществе. От этого они уходят в сферы деятельности, где могут глубоко концентрироваться на предмете, делать то, что любят, где ни одна живая душа не помешает им. Нёрды, в силу своих особенностей, не могут создать массовых культурных трендов в отличии от гиков, которые любят общаться, открыты для других и не боятся быть собой.

d1433021065705.5630621e0bc31

Однако исторически гиком назывался карнавальный артист эпатажного жанра, профессионально шокировавший публику омерзительными трюками наподобие откусывания головок живым цыплятам. В негативном смысле «geek» означает неряшливого социопата, который только своим видом вызывает неприязнь. Но так было давно, и современный мир кардинально поменял коннотацию этого слова. С гиком произошла история, как и со словом «чувак», которое, по одной из версий, означает кастрированного кабана.

Гики — это продукт современной массовой популярной культуры. Они включены в общий поп-контекст, но и в то же время являются обособленной группой. В отличии от тех же узких кружков писателей, художников и академиков, гиковское сообщество несоизмеримо больше. Масштабу способствует низкий порог входа в их тусовку.

Скажем, чтобы стать фанатом «Звёздных войн» или «Стар Трека» достаточно просто знать о существовании таких феноменов поп-культуры. Вообще произведения уровня «Звёздных войн» или комиксов MARVEL сами способствуют тому, чтобы человек быстро фанател от этого. Фильм или книга являются только лишь одной из многих дверей в придуманный фантастический мир, который полон собственной романтики.

В этом контексте сериал Джина Родденберри «Стар Трек» является одним из первых сериалов, который собрал вокруг себя влиятельное сообщество, существующее долгое время. Сериал 1960-х гг показал совершенно новый мир, где нет никаких предрассудков, ксенофобии и вражды между людьми. В сериале американцы и русские служат в одном космическом флоте, чёрная женщина целуется с белым мужчиной (первый межрасовый поцелуй на экране), а земляне стремятся наладить мир с целой галактикой.

спок

 

На примере «Звёздных Войн» мы имеем возможность легко описать процесс того, как человек способен превратиться в фаната культового медиа-произведения. У нас есть три классических оригинальных фильма — IV, V и VI эпизоды саги. Также у нас есть три приквела к оригинальной истории — I, II и III эпизоды. Все они рождают цельную историю одной семьи, которая удивительным образом повлияла на жизнь всей далёкой-предалекой галактики.

Вселенная, образовавшаяся вокруг фильмов ― это результат увлечённой страсти людей. Им нравилась философия фильма, которая не представляла что-то новое, а просто подавала истории про рыцарей и простые сказки в Sci-Fi сеттинге.  Вселенная «Звёздных Войн» является не просто прибежищем для людей, кто увлечён этой историей, но ещё и источником вдохновения, который популяризирует фантастические темы космоса и удовольствие открытия нового.

e673cb32133753.5670704f31863

В России гик-тусовка развивалась отдельно от западной.

Это было результатом того, что советское общество было очень закрытым от любого иностранного воздействия, а культура почти полностью контролировалась государством. Скажем важная часть мира гиков комиксы в России вообще были очень долгое время политически-ангажированными.

В 1919 году появляются так называемые «окна РОСТА» — произведения были призваны показать простым неграмотным людям преимущества побед Октябрьской революции перед отсталой Российской Империей. В простых картинках людям объясняли, как раньше плохо жилось крестьянам и рабочим, и как хорошо стало при советской власти.

К временам Великой Отечественной Войны советские комиксы, которые были больше плакатами, стали играть роль оружия в борьбе с врагом. На так называемых «окнах ТАСС» демонстрировались карикатуры на немецких солдат и офицеров, воспевались победы Красной армии. После войны функция данного жанра сменилась на идеологическую борьбу с Западом. Место немецких солдат заняли американские, а Гитлер уступил место Дяде Сэму и собирательному образу злого толстого капиталиста. Также советские комиксы в журналах «Огонёк», «Крокодил», «Фитиль» и других высмеивали тунеядцев, пьяниц, фарцовщиков и других людей, к которым советской общество относилось негативно.

kukryniksy-103[1]

Комиксы для советских детей в основном рассказывали весёлые истории и приключения. Приключения были разные. Например, в 1960-х гг, когда мир захлестнула космическая романтика, детские рассказы пестрили историями про другие планеты, советские флаги на Сатурне и многом другом. Воспевался культ изобретательства, а некоторые герои вообще имели суперспособности.

Один из детских героев — металлический робот по имени Самоделкин обладал возможностью собирать различные конструкции из подручных материалов. Изобретённые Самоделкиным устройства помогали героям преодолевать трудности на их нелёгком пути. Карандаш мог оживлять рисунки. Мультфильмы и советские фантастические фильмы тоже играли роль масс-культурного феномена, но у всех советских поп-культурных произведений был один явный минус, который не давал собраться вокруг них организованным фанатским сообществам ― это был штучный товар.

65822493[1]

Культурное значение советской научно-фантастической литературы и кинематографа огромно. Но эти произведения не имели большого бэкграунда. Создатели делали цельные и качественные истории, но не создавали миры. Истории не подкреплялись смежными произведениями авторов, как те же «Звёздные Войны» комиксами и играми. Советские «Весёлые картинки» обладали неоспоримым воспитательным эффектом, но они слабо подходили для выбора модели для подражания, особенно подростков.

В 1970-х гг. западные герои комиксов начали попадать в Советский Союз: их ввозили штучно моряки и дипломаты. Продавались такие комиксы только на «чёрном рынке» и стоили безумных денег, что тоже не способствовало массовости.

Были в Советском Союзе объединяющие центры и для тех, кого можно назвать гиками в современном смысле этого слова. У этих центров была и массовость, и повестка соответствующая. Мы говорим о всесоюзной сети Станций Юных Техников и различных технических кружках, где дети занимались моделизмом, экспериментами и другими типично гиковскими вещами.  Также были всесоюзные встречи, и всё это можно назвать прообразом современных гик-конвентов. Позже эти технические энтузиасты смогли приспособиться к жизни после распада СССР, создать IT-фирмы, стартапы и заработать неплохие деньги.

1024px-Rubik's_cube,_variations_2×2×2_-_7×7×7[1]

Изголодавшееся по всему новому советское общество яростно впитывало в себя богатое масс-культурное наследие зарубежья. Общество начало дробиться на мелкие группы, появились условия для тесных объединений на основе общего поп-культурного наследия. Появились первые фанаты видеоигр, культовых фильмов, кунг-фу боевиков, комиксов, поклонники творчества Стивена Кинга, фэнтези-ролевики и многие другие. Объекты фанатской страсти яростно собирались и ценились на вес золота. Найти новый выпуск комикса стоило огромных усилий, как фильм и видеоигры. Фанаты стали создавать вокруг своих интересов фэндомы, в которых могла спокойно существовать их субкультура.

Появление интернета в России отчасти тоже лежит на плечах гиков, потому что обычно именно эти люди стоят в авангарде технологического прогресса. Гики всегда первыми хотят попробовать новинки. Гики начали создавать российский интернет. Благодаря им появились первые форумы, имиджборды, файлообменники и многое другое. Также принадлежность к гик-тусовке — это всегда способ отделить себя от остальной «серой массы».

Но рано или поздно в России должны были возникнуть массовые гик-фестивали. Так, в 1999 году прошёл первый «Старкон». Тогда в Москве собрались фанаты «Звёздных Войн». Тогда же вышел в свет и первый эпизод серии приквелов к оригинальной трилогии «Звёздных Войн» «Эпизод I: Скрытая угроза». Так фестиваль и продолжался на протяжении 11 лет до 2010 года, как группа фанатов «Звёздных войн». Но фестиваль был очень камерным — его посещали от 100 до 300 человек, и всё это было похоже скорее на мелкую тусовку, чем на полномасштабный фестиваль.

Но уже в 2011 году фестиваль сменил узкую тематику «Звёздных Войн» до широкой повестки научной фантастики. Тогда фестиваль посетило уже 350 человек. В 2012 году фестиваль сменил локацию с Москвы на Петербург. В 2013 году фестиваль посещают уже более 5000 человек, а в 2014 уже более 15 000. Петербургский выставочный комплекс «Ленэкспо» едва справлялся с таким наплывом посетителей. В следующем году на фестиваль пришло уже более 40 000 тысяч человек. «Старкону» пришлось занять три павильона и даже выставить часть стендов на парковке. В 2016 году фестиваль переехал из уже тесного «Ленэкспо» в свежий «Экспофорум» на Пулковском шоссе. В этом году на летний фестиваль пришло уже больше 65 000 человек. Каждый год «Старкон» приглашает на фестиваль учёных, космонавтов, инженеров и писателей, которые устраивают увлекательные лектории и беседы.

За несколько десятилетий гики заявили о себе, как о мощной культурной силе, с которой стоит считаться и как крупным бизнес-игрокам, так и обществу. Массовость и мейнстрим превратили фанатов из маргиналов в душных подвалах в серьёзных акторов современной массовой мировой культуры. Сегодня сама массовая культура стала ориентироваться на гиков, которые без ума от любимых франшиз. Посмотрите на афиши и кассовые сборы, вы поймёте, что эпоха кассовых авторских фильмов прошла — теперь миром правят сиквелы и приквелы популярных франшиз. А новые рок-звёзды — это не музыканты, а учёные и изобретатели, которые создали свои инновационные фирмы, продуктами которых мы с вами можем пользоваться каждый день. Гики доказали, что их страсть может двигать мир вперёд.

Для фанатов 2016 год пока не закончен. 29 и 30 октября в Петербурге в выставочном комплексе «Ленэкспо» пройдёт «Старкон: Хэллоуин». Этот тот же самый «Старкон», только посвящённый дню всех святых. Участников и посетителей ждёт два дня безумных костюмов, игровые зоны, квесты и тематическая вечеринка. Это событие станет хорошим подарком для тех фанатов, которые успели заскучать после летнего гик-чёса в двух столицах России.

Автор текста ― Влад Чертыков

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook