Хроники КВН. К юбилею программы

0 0 0 0 0

Автор TNR высказывается о прошлом и настоящем Клуба веселых и находчивых, который скоро отметит собственный юбилей, а также юбилей своего создателя — Александра Маслякова.

55 лет
исполнится КВН в этом году

2016 год – год не только российского кино, но и российской (а до этого и советской) телепередачи КВН. В этом году у нее юбилей – 55 лет. Также не обойдется без празднования 75-летия президента и бессменного ведущего программы Александра Васильевича Маслякова. Можно сказать, что это еще и юбилей отечественного телевизионного юмора, который берет свое начало именно с этой незамысловатой передачи.

Предпосылки создания игры появились в 1957 году, когда Сергей Муратов, Альберт Аксельрод и Михаил Яковлев придумали проект «Вечер веселых вопросов». Передача получила известность, но через некоторое время была закрыта из-за инцидента в прямом эфире. Происшествие случилось на съемках третьего выпуска программы.

wx1080[3]

Как было объявлено, первый пришедший в зимней одежде на съемки передачи в сентябре, получит приз. О том, что пришедший должен был держать в руках выпуск «Комсомолки» от 31 декабря прошлого года, ведущий забыл сказать. В итоге, на съемку пришло сотни людей в шубах и валенках. В таких нарядах участники начали потасовку, дошедшую до рукоприкладства.

Трансляцию пришлось срочно прекратить, а телезрителям остаток вечера пришлось любоваться заставкой «Перерыв по техническим причинам». Подобный инцидент в прямом эфире на центральном советском телевидении произошел впервые.

Если даже за незначительные огрехи дикторов и ведущих увольняли с волчьим билетом, то нетрудно представить, какой скандал разгорелся вокруг этой истории. ЦК КПСС не мог не обратить на это внимание, приказав Гостелерадио СССР закрыть телепередачу и отстранить ее создателей от профессиональной деятельности с формулировкой «глумление над советским человеком». Легко отделались.

1961
год первого появления КВН на экранах страны

Спустя четыре года после этого происшествия появилась идея игры КВН, «Клуба веселых и находчивых». 8 ноября 1961 года в эфир вышла первая передача. С тех пор эту дату принято считать днем рождения КВН. Название КВН было очень актуальным в те времена – так называлась марка первого советского телевизора. В 1964 году ведущим игры стал всем знакомый Александр Васильевич Масляков. В конце 1971 года передачу закрыли на долгие пятнадцать лет и только в разгар перестройки, в 1986 году, КВН вернулся на экраны телевизоров.

Со вторым пришествием КВН-овского формата на ТВ передача сильно изменилась. В телеэфирах соревновались уже не отдельные люди, а команды. КВН быстро перерос в настоящее движение, которое, учитывая, что КВН закрывали за «глумление над советской властью», можно было назвать оппозиционным и по-настоящему революционным для своего времени.

К 1997 году КВН стал настоящим брендом. Александр Масляков со своей супругой Светланой зарегистрировал компанию «АМиК», а годом позже и саму марку «КВН Клуб Веселых и Находчивых» с правом использования в пяти странах СНГ и Германии.

Командам запрещено было использовать аббревиатуру «КВН» вне эфира и самих игр, в отличие от главного конкурента КВНа на другом телеканале ― Comedy Club, участники которого имеют право использовать лого и получать поддержку от «Comedy Club Production».

Запрет был не только на сам «товарный знак», но и на людей Клуба. Многим участникам КВН запрещали быть «веселыми и находчивыми» на других телевизионных проектах. Так, чемпион Высшей лиги Евгений Донских был снят с должности редактора рязанской лиги КВН, потому что параллельно работал на СТС в проекте «Цвет нации», а участники команды Высшей лиги «Федор Двинятин» Наталья Медведева и Александр Гудков перешли в шоу Comedy Woman в тот момент, когда команда еще активно участвовала в играх КВН.

Но революция все же произошла. В 2013 году на смену генерального директора компании «АМиК» пришел Александр Масляков-младший. Он занялся организацией взаимоотношений «АМиК» с командами, отчего участникам стало немного легче. Доступность передачи на первой кнопке телевизоров страны обусловлена ее высокими рейтингами, достигнутыми тем режимом, который был выстроен годами. И понятно, почему сам Александр Васильевич отказывался менять эту систему.

Первый вариант передачи был скопирован с чешской игры «Гадай, гадай, гадальщик», но после «возрождения» передачи под другим именем правила и замысел программы изменились. Теперь КВН – это чуть ли не единственный (кроме «Что? Где? Когда?» и «Умники и умницы») российский медиапродукт, задуманный задолго до импортозамещения, который хотят приобрести и до сих пор приобретают во многих странах мира.

Команды не делают эту игру, они делают себя. Закулисные дрязги вряд ли волнуют участников этой игры. Отдача за участие в ней не заставляет себя долго ждать. Сценарная работа,  навыки кройки, шитья и прочие ремесленные мастерства, актерские способности и элементарные коммуникативные качества – все это приобретают ученики «школы» КВН.

Дарья Чепасова, команда КВН «Бомонд», редактор Региональной Невской лиги КВН

Я узнала про КВН из телевизора: мой папа его смотрел, поэтому когда телевизор был включен на нем всегда был КВН. Мне было 13 лет, и учитель из другой школы решил устроить у нас КВН-овский кружок. Никто не рассматривал это как какое-то большое дело, но во всех отношениях это было полезно.

Когда поднимаешься по КВН-овской «лестнице», уже понимаешь свои ошибки. В своей нынешней работе редактора я всегда оглядываюсь на этот опыт. Даже сейчас, работая на радио, я понимаю, что то, к чему я пришла, сейчас мне нравится. Это и та теплая атмосфера в коллективе, в котором я сейчас работаю и та шкодность, наработанная КВН-ом за многие годы. Не приходится себя как-то ломать и с фальшивой улыбкой подавать информацию.

С моей командой «Бомонд» случился второй вариант, мы попали одним махом, сами того не заметив, в Высшую лигу, там проиграли только команде «Триод и Диод», культовой уже на тот момент. И хотя мы добились этого в довольно короткие сроки, мы не задирали носы. Я помню, как у меня были все руки исколоты от того, что я шила какие-то шары, я была просто счастлива просто потому, что я это делаю.

Сейчас на сцену хочется иногда, но чтобы была тоска или хандра, этого нет. Тем более, что сейчас я нахожусь рядом с КВН-ом, рядом с командами «питаюсь» этой энергией. В Питере она особая, Москва и Петербург, те города, в которых всегда КВН-а было много и здесь ему уделяли достаточно большое внимание. В данный момент я являюсь редактором еще и лиги для команд-инвалидов. Сейчас, правда, подняться в лигу повыше им не представляется возможным, но в дальнейшем, надеюсь, это преграда рассеется. Это необходимо в первую очередь для них самих.

Например, я стала увереннее благодаря КВН-у, поэтому когда мы приходили на редактуры, было очень приятно слышать комплименты не только команде, но и мне лично. Я стала более общительной, более открыта, мудрее даже, начинаешь относиться к некоторым болезненным вещам с юмором. Конечно, появляются новые знакомства, иногда и личная жизнь налаживается, как у меня и произошло. Когда семья состоит из двух людей занятых КВН-ом, как-то проще все происходит во взаимоотношениях. Если хотя бы один из них не КВН-щик, то для него отговорка его партнера о том, что он или она шьет костюм Буратино в три часа ночи, будет звучать как минимум глупо. Я бы хотела поблагодарить КВН за то, что все лучшие моменты в моей жизни произошли как раз, когда я была рядом с ним

Эта игра, несмотря на ее сегодняшний строго заданный контекст, дала возможность многим людям найти себя и свое место в жизни, помогла в самореализации тем, кто на каком то моменте понял, что КВН в его жизни и вовсе не нужен. Но, покидая родные пенаты, многие бывшие игроки, пусть и не осознавая, используют в своей профессиональной и личной жизни знания и опыт, полученный в процессе игры.

За 55 лет, пусть и условных, КВН продолжает открывать новые таланты. Пусть это выглядит совсем иначе, но, как говорили древние философы: «все течет, все меняется». «КВН уже не тот», вторят этим философам и его создатели.

Текст: Евгений Трушин

0 0 0 0 0