Город

Идея: составить гид по спальным районам Петербурга с помощью QR-кодов

Опубликовано 14 июня 2016 в 18:26
0 0 0 0 0

Летом 2015-го на некоторых домах в Невском районе появились наклейки с QR-кодами с историей зданий вне парадного Петербурга. Так горожане узнали о краеведческом проекте ЗНАЙ. Смысл инициативы — рассказать о достопримечательностях спального района, зачастую остающихся без внимания туристов. Руководитель проекта Алина Зоря рассказала TNR, каких высот достиг ЗНАЙ за год существования, в чем секрет успешного краудфандинга и почему сотрудничество с городской администрацией приносит мало пользы.

Проект ЗНАЙ вырос из простой идеи QR-кодирования достопримечательностей, распространенной во многих городах. Например, в столице уже несколько лет действует проект «Узнай Москву» — здания в историческом центре «закодированы», чтобы любой, у кого есть смартфон или планшет смог узнать их историю. Но расклеивать стикеры с такими кодами в спальных районах никому не приходило в голову: мол, турпоток на окраинах не тот. Авторы ЗНАЙ стали рассказывать зачастую непростые истории простых зданий.

Поначалу ЗНАЙ существовал только во «ВКонтакте», а команда проекта насчитывала три человека — искусствоведа Алину Зоря, историка Андрея Дорожного и дизайнера Сергея Кузьмина. Сейчас проект запускает собственный сайт, а контентом занимаются больше пятнадцати художников, дизайнеров, авторов текстов.

Алина Зоря
искусствовед, автор проекта ЗНАЙ

Год назад я думала, что это будет просто «тусня», что время и деньги кончатся, и мы разойдемся. Но осенью прошлого года, когда команда увеличилась до пяти человек, я впервые почувствовала ответственность. Мол, я уже не могу сказать: «я устала». И теперь я точно знаю, что занимаюсь ЗНАЙ не только потому, что верю в далекое светлое будущее, а еще и потому, что работаю с классными людьми и не могу их подвести.

Проект сразу же стартовал с краудфандинга: команде необходимо было собрать первоначальную сумму для печати стикеров. В качестве вознаграждения предлагали стикеры, открытки, хлопковые авоськи и индивидуальную экскурсию. Кампания оказалась успешной. На собранные средства команда ЗНАЙ распечатала первую сотню стикеров в Невском районе. Тогда же появились более амбициозные планы: сделать «знающими» все спальные районы Петербурга.

Спустя год ЗНАЙ и вправду охватил практически все петербургские районы вне исторического центра. Общество идею изучать краеведение таким образом поддержало: наклейки практически не срывают, поддерживают рублем и историями, приглашают участвовать в городских фестивалях. По словам Алины, такой успех можно объяснить близостью проекта к народу.

Алина Зоря:

Мы рассказываем о близких и понятных вещах. В группе часто рождаются беседы взрослых людей, которые делятся воспоминаниями, связанными с местом, о котором мы написали. И эти воспоминания не формальные, а именно очень личные. Про Эрмитаж, например, многие могут сказать что-то вроде «был на школьной экскурсии, красиво, но скучно, не понравилось», а упоминание магазина, в котором тебе много лет покупали школьную форму, вызывает совершенно другие эмоции.

Фото: vk.com/knowspb

Фото: vk.com/knowspb

В апреле ЗНАЙ запустил вторую краудфандинговую кампанию: необходимо было собрать 35 тысяч на распечатку стикеров, доработку сайта и выпуск собственной настольной игры. Последнее вызывает любопытство даже у тех, кто ни краеведением, ни настольными играми не увлекается. Настолка от ЗНАЙ включает в себя вопросы по текстам, опубликованным в группе проекта «ВКонтакте», и по общей истории Петербурга. Правда, получить игру в свое распоряжение пока не получится: несколько экземпляров получат самые активные жертвователи на краудфандинговой платформе, еще четыре отправятся в культурные пространства города. Ставить выпуск игры на поток Алина и её команда считают лишним: стараются избежать больших наценок на сувенирную продукцию, ведь проект принципиально остается некоммерческим. По их словам, настольная игра стала одним из способов освоить собранную в течение года информацию.

Алина Зоря:

Жесткой задачи заработать у нас нет, поэтому чем больше и значительнее сувенир, тем с точки зрения личной выгоды он незначительнее. Потому что открытку за 50 рублей может любой купить, а вот игру за несколько тысяч – нет, так зачем делать на нее большую наценку?

Фото: vk.com/knowspb

Фото: vk.com/knowspb

Может быть, настольная игра и вправду не поможет проекту в развитии, но у команды и без того немало планов. Например, из тех самым милых ностальгических бесед подписчиков сообщества может родиться полноценный видеоблог. По мнению Алины, это сделает проект еще более живым и симпатичным.

О сотрудничестве с администрацией команда ЗНАЙ, как и год назад, пока не любит говорить. Авторы проекта уже обращались в районные администрации, однако там посоветовали идти сразу в Смольный. Поддержка властей вряд ли выведет проект на новый уровень: спонсорского участия от руководства города ждать не приходится, а вот проблем может прибавиться. Во-первых, это лишние отчеты и документация. А во-вторых, даже взаимодействие с администрациями районов оборачивается ненужной волокитой вроде бесконечного согласования с местными управляющими компаниями и ЖЭКами.

Пока у нас есть поддержка подписчиков – мы можем позволить себе об этом не думать

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook