Город

Как Петербург создал оплот уличного искусства

Опубликовано 17 сентября 2015 в 15:59
0 0 0 0 0

Отвечая своему названию, шоссе Революции уже несколько раз совершило в жизни Петербурга настоящий переворот – сначала здесь расположился важный для России Завод слоистых пластиков. Теперь на заводе раскинулось значимое для культурной жизни Петербурга место – музей стрит-арта. Этот необычный и противоречивый феномен не смог оставить равнодушными даже журналистов The Guardian, которые написали лонгрид о петербургском музее. Мы публикуем перевод этой статьи.

Мир стрит-арта полон иронии. Сторонники этого вида искусства (который в значительной степени основывается на порче чужого имущества) протестовали против сноса здания в Квинсе, прокрытого граффити, а новый проект «противозаконного» Бэнкси Dismaland в английском городке Уэстон-супер-Мэр, был описан как «наиболее бессовестный коммерческий проект со времен Диснейленда».

Поэтому ничего удивительного, что такая форма искусства в настоящее время приобрела собственное пристанище в виде музея стрит арта в Санкт-Петербурге. Тому, кому такой феномен кажется противоречием, так как стрит арт по определению должен создаваться на улице, придется выступить оппонентом куратору Наиле Аллахвердиевой.

«В целом, я терпеть не могу экспозиции стрит-арта и считаю это профанацией. Я сделала все, что от меня зависит, чтобы вытащить художников на улицу»

, — рассказала она The Moscow Times.

e72c696b-4502-4c39-be7b-bca82a45176c-2060x1236

Аллахвердиева является одним из кураторов выставки в этом году в музее стрит-арта.

«Среди людей очень распространено убеждение, что стрит-арт музей не может существовать»

, — говорит Альбина Мотор, продюсер музея. «Но мы музей не в общепринятом смысле. Это название для гораздо большего»

Большинство людей в поисках искусства посещают Эрмитаж или Мариинский театр. Музей стрит-арта еще не на повестке. С одной стороны, он находится внутри действующего завода слоистых пластиков, в промышленной зоне, за пределами туристического ядра города.

Завод, без сомнений, является идеальным местом для музея уличного искусства, ведь это типичный «холст» для граффити. Однако музей стремится создать культурную самобытность в районе, что в настоящее время духовно и физически будто в мире, отдельном от исторического центра города. Санкт-Петербург был основан Петром Великим в 1703 году в европейском стиле с архитектурой, которая источает изысканный шарм западных европейских городов. Он также обогатил наследие известных культурных центров, которые помогают сделать Санкт-Петербург наиболее посещаемым российский городом среди туристов.

Однако туристическая зона в центре города невелика. В Петербург был также развит огромный промышленный центр: в его окружении множество заводов, многие из которых в настоящее время закрыты. Как и во многих пост-индустриальных городах, «Питер», как его называют русские, нуждается в совершенствовании себя для новой эпохи.

Итак, как же можно «прокачать» промышленный район стандартного города? С помощью уличного искусства, конечно. Музей стрит-арта объединяет в себе функционирующую промышленность и мир искусства — для тех, кому город уже хорошо известен. Даже логотип музея – баллончик с краской, стилизованный под классическую архитектурную колонну — иронично намекает на репутацию города с высокой культурой.

В то время как большинство музеев ориентированы на прошлое, Музей Стрит-арта привлекает настоящее — не только в рамках стрит-арта, но также и текущие вопросы, стоящие перед русскими.
Авторитарные действия Владимира Путина придали большую степень серьёзности и важности для Российского стрит-арта, превосходящий позерство и завуалированный меркантилизм, часто встречающийся на западе. Примеры колеблются от поздних анти-Путинских работ Паши 183 до уличных перфомансов арт-группы «Война».

Создателем музея стал владелец фабрики Дмитрий Зайцев, его сын Андрей является директором музея. Поскольку всё находится в фабрике, большая часть постоянных коллекций включает работы с видом на заводские полы, полные рабочих, как например «Бог за работой» Романа Кремоса или Суприм (оммаж на супрематизм) художника Petro.

«Первоначальная идея была сделать это место уютным для работы», говорит Мотор, подчеркивая промышленную логику этих работ, которые, как правило, закрыты для посетителей и требуют предварительного соглашения для просмотра. Отношения между фабрикой и музеем также работают и в другую сторону: стулья в кафе музея были изготовлены из бывших заводских изделий самими рабочими фабрики.

Но уличное исскуство это то, что нравится самим создателям или что-то, что креативный класс думает, что им понравится? Мотор вспоминает разговор двух рабочих о работе Кирилла Кто «Иногда, иногда нет»: «Иногда да, а иногда какая-то непонятная ерунда» — то самое чувство, которое испытывает каждый, кто хоть раз приходил в музей.

Место проведения также предоставляет художникам возможность экспериментировать в новых рамках и использовать пространство для создания работ, которые нельзя будет оценить, как одноразовые. Например, Андрей Оленев выставил ряд обугленных бревен, окружающих комнату, где горелый запах присутстсвует до сих пор, прибавляя новый слой ощущений к его работе. И как многие произведения современного искусства, она имеет неопределенность, захватывающую твоё внимание: не сразу становится очевидно, это уже работа художника или мусор или какие части относятся непосредственно к работе, а какие к заводу. Невозможно пройти мимо, как в обычном музее с большим количеством картин на стенах.

Приживётся ли эта идея? Группа в нью-йорке, названная Street Museum of Art выставляет свои экспонаты на улице, в то время как амстердамский стрит-арт музей проводит пешие экскурсионные туры. Коллекция стрит-арта есть в лондонском музее Виктории и Альберта, имеются планы в продвижении чего-то подобного в нью-джерси, но в целом парадоксальность всей идеи помогает объяснить, почему Музей уличного искусства является первым в своём роде.

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook