Котя Ярош 16.10.2015

Клавдия и Анатолий Гущины о работе в Большом театре кукол



Удивительное рядом. TNR не перестаёт подкидывать вам новые идеи для досуга, вдохновения и размышлений. В это раз мы расскажем вам, как театр кукол может перевернуть вашу жизнь, как делает это уже 10 лет с жителями Петербурга. Мы пришли в гости к Большому театру кукол и чуть челюсть не потеряли, так раскрыли рты от восхищения. Удивитесь и вы! Итак, знакомьтесь:  Клавдия и Анатолий Гущины – семейная пара, работающая в этом самом театре.

DSC_1447 (1)

 О путях, ведущих в театр

Клавдия: Толя учился в академии, на курсе Руслана Кудашова. Набран курс был при театре, специальный кукольный. С Толей мы познакомились на 4 курсе, очень резко поженились, и я стала работать в Большом театре кукол. Начала с билетёра, постепенно перешла к должности администратора, ну и потом стала заниматься гастролями, пиаром и разными другими делами. А у Толи линия прямая – он актёр этого театра.

О том, как удивить юного зрителя и не только его

Клавдия: Я думаю, что это действительно не просто – удивлять детей, побуждать прийти ещё раз. Конечно, они не сам приходит, их приводят родители. Это не простая работа. Но у Кудашова и его ребят, которые делают спектакли для малышей, у них есть задача делать хороший спектакль.

Они воспринимают ребёнка не как малыша, который ничего не понимает. Они действительно стараются делать спектакль для хорошего человека, а не для маленького ребёнка. 

Я думаю, это самое главное, почему дети с родителями возвращаются  сюда. Я знаю такие случаи, когда приходят на спектакль «Маленький принц»; «Айболит» или «Колобок» взрослые люди. Я спрашиваю: «А где ваш ребёнок?» — «А мы без ребёнка на «Колобка» пришли. Просто посмеяться, просто порадоваться!».

tumblr_ntjc4qqJD21s3dzb2o1_r1_540

Анатолий: Самая большая награда, когда после спектакля приходят люди и благодарят, говорят, что в них поменялось само понятие театра. Многие давно не ходили, и, посетив нас, говорят: «А театр ещё живой. Я бы хотел ещё прийти на ваши спектакли».

О музыке

Клавдия: Мне кажется, интерес зрителя зависит от наполненности спектакля. Вот у нас есть динамика. Мы современные, мы говорим на языке, понятной молодёжи. У нас играет музыка Prodigy в «Ромео и Джульетте», Sigur Ros, Björk — вот такие вещи. У нас есть спектакль-концерт «Nirvanapathy», по творчеству Курта Кобейна, например. Людям это тяжело представить: «Что? Nirvana party? А где? В Большом театре кукол…Что?!»

О куклах

Клавдия: У нас тут живет огромное количество кукол. Это и классические марионетки, сложные и очень дорогие. Есть вязаные, перчаточные куклы. Вообще все виды кукол у нас есть. В спектакле «Книга Иова» целый набор  необычных кукол, там есть частично плексигласовые  куклы. Почти все виды кукол есть и в спектакле «12 месяцев», в том числе кукла, которая живёт самостоятельно.

Анатолий: Да! Кукла двигается от пола к потолку, такой канатоходец, который по верёвке поднимается.

Клавдия: Этим канатоходцем управляют  тонкими нитями, и люди видят только как он сам ползёт наверх. Там чудовищная система нитей, движения и кинематики. Работает на зрителей волшебно.

tumblr_nvgdmhKEJB1s3dzb2o1_r1_540

Анатолий: Он ползёт и стреляет из лука, стрела летит в небо и вызывает снег.

Клавдия: Кстати, в спектакле «Nirvanapathy» есть один забавный момент, там участвует специфическая кукла. Резиновая…

Анатолий: Из секс-шопа!

Клавдия: Да, латексная кукла. Её как-то принесли и Руслан Равилевич отреагировал на это невозмутимо: «Ну, мы же театр кукол! Что тут такого?»

О коллективе и его стремлении к открытиям

Анатолий: Вообще приступая к работе над спектаклем, каждый раз идёт поиск языка. Мы пытаемся не повторяться. Мы смотрим, что уже было найдено и использовано: «Это у нас уже было, это у нас уже есть. Значит, ищем что-то новое, другие средства для выражения мыслей». Мы стараемся идти не проторенными дорогами. И это не всегда куклы.

tumblr_ntan8lByaB1s3dzb2o1_540

Вот, например, «Екклесиаст» полностью пластический спектакль. Там мы пытались найти выражение через пластику тела. Слов там по минимуму, в основном работает тело. Тем не менее, там всё понятно. И мы играем его на песке. Вся сцена засыпается двумя или тремя тоннами песка. Мы ещё очень долго подбирали песок, чтобы он не пылил.

Анатолий: Я занят почти во всех спектаклях, как и большинство. Руслан Равилевич Кудашов старается выпускать спектакли, где актёры задействованы по максимуму,  чтобы каждый мог найти себе применение. У нас как выходит? Мы берём какую-то работу, и Руслан Равилевич не ставит чётких условий, где и сколько будет играть человек. Идут «приносы», «пробы».

Клавдия: У них хорошо получается, закономерно и без обид. У кого-то не лежит душа к спектаклю, у кого-то не получается – это нормально. В итоге кто-то не участвует. Но нет таких людей, которые прозябают. У каждого есть проекты в обязательном порядке. У нас есть Денис Казачук, который просто неутомимый режиссёр. С тех пор как была дана отмашка на то, что ребята сами могут ставить спектакли, они же актёрско-режиссёрский курс, он выпускает спектакли один за другим. В этом году будет третий по счёту. Естественно у всех есть посторонняя жизнь. Кто-то снимается, кто-то озвучивает, кто-то на радио подрабатывает, но в принципе все  в театре находятся по-прежнему, никто не расходится.

О гастролях

Клавдия: Только что у нас завершились гастроли во Франции. В сентябре у нас были две большие поездки. Большие потому, что мы, во-первых, ездили в Магадан. Это были гастроли в рамках федерального проекта «Большие гастроли», и мы были тем театром, который забрался дальше всех . Магадан очень интересный город. Мы показали там 4 спектакля.

Анатолий: И в Магадане публика впервые столкнулась с таким понятием, как «кукольный спектакль для взрослых». Мы возили спектакль «Вий». Это хоррор с куклами.

Клавдия: В Шарлевиле проводится крупнейший и старейший фестиваль кукольных спектаклей. Он идёт 9 или 10 дней, по 50 спектаклей в день там проходит. Там безумное движение. От себя мы можем сказать, что гастроли прошли очень успешно.

О падениях и взлётах

Анатолий: Тьфу-тьфу-тьфу, провалов у нас ещё не было! Я не могу сказать, что хотя бы раз после спектакля у меня было ощущение полного провала. А нет, я могу! Только  это был не то чтобы провал. Мы выпускали «Тайну новогодней ёлки» в позапрошлом году. Там было странное ощущение.  В спектакле затронута библейская тема ,в сущности, это большой вертеп. И там я в первый раз столкнулся с тем, что часть зрителей была совершенно недовольна. Они шли на новый год –Снегурочка-Дед мороз, а тут такая история. Были люди, которые высказывали недовольство.

tumblr_nsu2oaRGMX1s3dzb2o1_r1_540

Клавдия: Это действительно неоднозначный спектакль. Когда он шёл в качестве новогоднего, некоторые люди просто вставали и уходили. Такое было. Хотя это мой любимый детский спектакль. Он очень красивый и вызывает столько эмоций. Но когда он шёл в рамках новогодней кампании люди  его не принимали, они писали жалобы, это дошло до Комитета культуры города. Люди из комиссии пришли, посмотрели, сказали: «Зритель, ты неправ! Это отличный спектакль!».  А в этом году он шёл в рамках Рождества и был принят на «ура». Тут всё дело в том, что он должен был идти вовремя. Для Нового Года, наверное, это было не то, что хотели увидеть люди.

Об экстриме

Клавдия: Самый вопиющий случай для меня – это мои первые гастроли, когда я поехала в качестве администратора. Три года назад мы поехали в Москву, везли четыре спектакля. В первый день мы отыграли «Шекспир-лабораторию» и на второй или третий день нам нужно было играть антиутопию «Мы». В этом спектакле играет пара десятков гапитов – таких механических кукол.

Начинается монтировка и в какой-то момент мы понимаем, что не взяли кукол. Ящик с ними остался в Санкт-Петербурге.

tumblr_nskrpxVujj1s3dzb2o1_r2_540

Анатолий: Мы сдавали их в мастерские, чтобы покрасить их, и мы их не  забрали.

Клавдия: Естественно, та волна паники, с которой мы столкнулись, не поддаётся сравнению ни с чем. Слава Богу, существует «Сапсан», и мы попросили человека в театре забрать кукол и привезти их на поезде. Буквально, за полчаса до начала спектакля мы их получили. Это было чудесное спасение и это были самые экстремальные гастроли.

 




в центре внимания Вернуться на главную

цифра дня на 26 минут выключался свет в среду утром в Центральном, Московском, Фрунзенском и Адмиралтейском районах
фото дня Петербуржцы в тени Александровской колонны
Александр Петросян