Котя Ярош
Котя Ярош 10.10.2015

Кружок юных критиков: взгляд режиссера на Манхэттенский фестиваль короткометражек

С 25 сентября в нескольких кинотеатрах сети «Мираж Синема» идёт программа Манхэттенского фестиваля короткометражного кино. Десять роликов по всему миру собирают голоса зрителей в борьбе за право назваться лучшим. Мы решили показать их молодому режиссёру Степану Груше, автору нескольких короткометражных фильмов. Поедая хлебец во время сеанса, Степан «охрустал» половину фильмов, заслуженно ли – судить вам.

 

«Слушайте»

slushajte (1)
Кино про мусульманку, которая пришла в полицейский участок, в Дании. Говорит, что муж её страшно избивает, она хочет от него уйти и просит помощи полиции, чтобы скрыться с сыном. Её переводчица говорит: «Ничем они не помогут. Иди домой и молись». Не переводит правильно её слова следователям.

Сюжет замечательный, но начало фильма почему-то задано очень условно: первые несколько диалогов разыгрываются трижды, показываясь на разных долгих планах – разных героев. Непонятно зачем это сделано. Мне кажется, что здесь это прием совершенно бессмысленен.

В целом фильм выглядит не завершенным, как студенческий в стиле: «А вот так вот вышло, случай тут такой». Один из самых невытянутых фильмов по драматургии. Тема потрясающая, и актёры хорошие, но если бы было что-то действительно неожиданное, какой-то поворот, какое-то решение, было бы интереснее. Сейчас это не вызывает рыданий и не предлагает никакого решения. Хотя снято достаточно хорошо.

 «Папа в маме»

papa-v-mame (1)

Две маленькие девочки подслушивают сексуальные стоны их родителей за дверью, гадая, чем они там занимаются.

Мне кажется, замечательно придумано, и отлично сыграно детьми. Но опять же не очень зафинализировано. Если бы там был ещё какой-то действительно неожиданный поворот, смотреть было бы ещё смешнее.

 «Медвежья история»

medvezhja (1)

Мультик, метафорично рассказывающий о репрессиях: медведь ночами строит металлические куколки, которые потом играют для детей-медведей огромный спектакль в его чемодане-шарманке. И спектакль этот про то, как его отца забрали из их семьи и заставили выступать в цирке.

Шикарная тема в принципе шикарное исполнение, очень трогательное. Единственное, что у меня был небольшой проскок, когда появились эти служители цирка. Я подумал, они должны были выскочить из мрачного уазика, чтобы быть больше похожи на… Что это вообще за страна? А! Чили, ну тогда всё понятно – значит про репрессии против коммунистов в 70-ые.

«Окончательно и бесповоротно»

forever_over_1 (1)

Кино про молодую пару, которая решает начать исполнять свои тайные мечты-желания: они пишут их на бумажках, а потом вытягивают вслепую и тут же исполняют: поцеловать незнакомца на улице, смешно нарядиться и так далее. Но исполнение этих желаний в итоге приводит их отношения к разрыву.

Монтаж отстой, операторски тоже — сплошные перелепы! Видяшное изображение, особенно, когда они снимают что-то документально! Они то на какой-то фотик или Red снимают обычные эпизоды, то на улицах полудокументально снимают на длиннофокусный объектив, и там, возможно, камера вообще дешёвая, потому что выглядит просто как «видяха» каких-то пранкеров, в общем  это ужас!

Перелепы, чтобы вы понимали, это когда в кадре есть детали объектов настолько белые, что на этих участках совершенно нет информации. И таких вещей здесь очень много. Это сильно сбивает цену, делает фильм дешёвым. Хотя сюжет хороший, но опять-таки, не круто играющие актёры, давящие из себя эмоции, особенно в конце, все портят. Можно монтировать всё так же, просто нужно делать это не бытово.

А режиссер снимает какой-то романтичный эпизод на фоне нового города, куда она переехала, но при этом камера с широкоугольным объективом в полуметре от ее лица. А крупные планы таким объективом – это всегда непрофессионально, только если это не галлюцинации из «Страх и Ненависть в Лас-Вегасе», где это сделано специально — гипертрофировано.

 «Шок»

shok (1)

Сербия. 30-летние друзья-албанцы едут на машине и останавливаются перед выброшенным на дорогу заржавевшим велосипедом. Один из друзей выходит и говорит, что прогуляется. А сам вспоминает историю 20-летней давности, как он с другом катались на этом велосипеде и торговали то ли травой, то ли табаком с сербскими военными, которые в итоге чуть не убили их семьи.

Вообще шик. Хотя, как мне кажется, если снимать кино про правду-матку, где рассказывается вся подноготная, то нельзя делать что-то милым. Нельзя сглаживать углы. Потому что два мальчика, не знаю, сколько им? Где-то 11, да? Мальчики в 11 лет не рисуют друг друга на велосипедиках и не обнимаются. Они говорят про шлюх! Если бы были грубые и смешные моменты, стало бы лучше. Дело в том, что отрицательные персонажи, которые есть в фильме, тоже не такие уж и мрачные.

Они просто хмурятся, играют грубость, но не делают ничего страшного почти до самого конца. Поэтому кино слишком сухое, без жира, без реальной крови и пота. Если бы у мальчиков были скабрезные шутки, это сразу перенесло бы нас в реальность. Тем не менее, это единственный фильм с нормальной драматургией.

 

 «Обеими ногами на земле»

KWEciDMOLiQ

Франция. Сотрудница аэропорта чудом спасает женщину, которой нужно срочно улететь в Лондон на похороны матери, а она забыла документы на своего новорожденного ребенка.

Мне кажется, какая-то большая реклама «AirFrance», как у нас снимают коротыши про РЖД. За деньги РЖД. Мне кажется, что это шикарная работа с актёрами, режиссура, даже почти везде правильная камера, только опять перелепов куча. Мне кажется, здесь, как и во многих «коротышах» —  кухонный конфликт. Конфликт ни о чём. Вот если бы главная героина, после своей смены пришла домой и своему толстенькому мужу или парню, или кто у неё в кровати лежал, сказала: «Пошёл-ка ты на хер!» —  в этом был бы хоть какой-то поворот. Она бы поняла, что он ничего не делает, а она старается, то есть героиня за фильм как-то поменялась бы. Но конфликт тут кухонный: «Успею ли я помочь тетеньке улететь на самолёте на похороны матери или нет?!» Никто от этого не пострадает особо, если она не полетит. И это огромная проблема многих короткометражек.

На немецком фестивале, куда мы ездили в августе на «Okseo Film Festival», который был во Фленсбурге на границе с Данией, было много коротышей, технически снятых хорошо, и даже с хорошими актерами, но при этом почти все с кухонными конфликтами. В этом смысле нормальным был только наш «Огонь по штабам» и куча мультиков.

Вот мультфильмы были замечательные. А всё игровое кино вертелось вокруг того, что: «ты меня не целуешь, я обижаюсь». Может это от того, что люди живут в слишком благополучном мире. Вот, как, например, швейцарские фильмы. Самая богатая страна, самый высокий уровень жизни. Вот Швейцария и представила свой фильм:

 «Пятно»

pjatno (1)

Анимация, снятая по технике stop-motion, с различно покрашенными клетками кафеля.

Ни о чём. Ни конфликта, ничего. Обожаю. Конечно, можно сказать, что это видеоарт, но тогда что это делает на зрительском кинофестивале?

 «Закат»

sundown_2

Девушка приходит домой с пляжа, обнаруживает неподвижную маму в отключке, вызывает скорую, пытается ее откачать, но врачи в итоге говорят, что она умерла.

Частично хорошо снятое изображение, но очень плохо покрашено, в итоге провальное. Если бы всё это снималось не трясущимися крупными планами, это могло бы быть абсурдной чёрной комедией. В стиле «Тупика» Полански. Здесь это чуть-чуть проявляется – чувство смешного абсурда ситуации. Мне даже казалось, что в итоге труп окажется хорошо сделанной копией её мамы, по какой-то причине оказавшийся в их доме. Но этого не случилось.

Поэтому это всё НИ-О-ЧЁМ. Если бы они это всё оживили каким-то событием в конце и снимали всё общими, статичными планами, то ситуация в комнате, где лежит мама, а люди приходят и уходят, стала бы действительно абсурдной, смешной и страшной одновременно. Причём играть, можно было всё почти точно так же.

«Одинокая дорога»

odinokaja-doroga (1)

Быстро говорящий пухленький американец едет на дорогой тачиле по американской пустыне, попутно говоря по телефону, видимо с братом, прося его позвонить их матери: «Она и твоя мать тоже! А я занят, телефон вот-вот сядет». В итоге у него кончается бензин, садится телефон, он выбрасывает его в кусты, и только тогда находит в багажнике зарядку для него. Долго никто не останавливается. В итоге ему помогает бедная мексиканская семья, в которой на английском говорят только маленькие дети.

Как мне кажется, технически – самый совершенный фильм. Снят без перелепов, на хорошую камеру, с хорошими световыми рисунками на лицах, но он совершенно не дотянут по драматургии. Как будто убрали какую-то часть в конце. В начале задаётся исходное обстоятельство, что он не ценит свою семью. В конце он осознаёт, как важно, чтобы рядом был кто-нибудь. Но это сделано слишком тонко. Может, они специально не хотели делать пафос в его переоценке ценностей, чтобы понял только зритель, но они СЛИШКОМ тонко это сделали. Поэтому никакого содержания не возникает. И по началу, совершенно ужасный как бы мексиканский шрифт заглавия появляющийся в начале, в конце выглядит очень органично и смешно.

 «До скорого свидания»

do-skorokgo (1)

Старик целыми днями смотрит в окно, видя одних и тех же обитателей его улицы: школьниц, показывающих ему факи, ремонтников дороги, сумасшедшую парочку – грустного парня и вечно спешащую в такси и говорящую по телефону девушку, и главное – бабушку в окне напротив. Между стариками без слов начинаются «отношения на расстоянии», а затем происходит несколько классных поворотов.

Технически фильм снят ужасно, кроме дорогих актёров. Их-то сняли нормально, на хорошую камеру, всё остальное записано как будто на отвратительную видеокамеру. А вот финал потрясающий, однако, всё остальное выглядит нечётким, недостроенным.

О лучшем из 10-ки

Какой фильм понравился больше? Ну, я много запариваюсь над изображением, поэтому меньше всего меня раздражала «Одинокая дорога», а с точки зрения драматургии бесспорный лидер – это сербский «Шок».