Театр

«Маленький бродяга» на сцене Театра музыкальной комедии

Опубликовано 10 января 2015 в 16:31
0 0 0 0 0

На сцене Театра музыкальной комедии на Итальянской улице в дни новогодних каникул можно было увидеть необычную постановку — биографический мюзикл, посвященный жизни и творчеству великого Чарльза Спенсера Чаплина.

«Чаплин» — это бродвейский мюзикл. Оригинальная постановка была впервые показана на Бродвее в 2012 году. Затем, в 2013, режиссер-постановщик Уоррен Карлайл и бродвейская постановочная команда специалистов начала работу над адаптацией мюзикла для сцены Театра музыкальной комедии с российскими исполнителями. В том же году состоялась и российская премьера мюзикла.
Продюсеры постановки говорят, что мюзикл создавался «с любовью и почтительным вниманием к выдающемуся человеку», с целью «привнести жизнь Чаплина для поколения, которое, скорее всего, знает о нем немного».

Мюзикл последовательно раскрывает основные и наиболее значимые моменты биографии великого актера, пытаясь рассказать о нем, прежде всего, как о человеке, имевшем свои достоинства и недостатки.

Жизнь Чаплина — благодатный материал для сценической обработки, она сама по себе похожа на фильм. Поэтому и весь мюзикл выдержан в черно-белом стиле немого кино, а пластика движений артистов напоминает характерную манеру существования на экране актеров того периода.

Конечно, когда за ограниченное, пусть и долгое время (мюзикл длится 3 часа) пытаются пересказать всю жизнь человека от юных лет, то неизбежно возникает некоторая беглость сюжета и перескакивание через большие промежутки времени. Но нельзя сказать, чтобы это вредило постановке: напротив, беглость оправдана атмосферой съемочной площадки, которая всегда остается на сцене.

В самом начале мы как будто смотрим не за жизнью, но видим фильм, который Чарли Чаплин снимает о самом себе. Затем наблюдаем за его восхождением к славе, за работой над некоторыми картинами, начиная с первой короткометражки на студии Мака Сеннета. И всегда на съемочной площадке не хватает времени, всегда там суетливая, немного беспорядочная, но и результативная деятельность. Суетливой, яркой, грустно-веселой, но со счастливым финалом, как в кино, — такой и попытались авторы представить жизнь Чарли Чаплина для зрителей. А сам Чарли в исполнении Евгения Зайцева — очаровательный, трогательный, безмерно талантливый, но, в то же время, и эгоистичный, и слишком беспечный.

В либретто Томаса Меана и Кристофера Кертиса упоминается о том, что во время Второй Мировой Чаплин активно выступал за открытие второго фронта и помощь СССР, из-за чего многие начали подозревать его в склонности к коммунизму.

Отрицательные черты его натуры обыграны с юмором. Например, слабость к женскому полу потрясающе передана в сцене бокса с бывшими женами и во фразе молоденькой фанатки: «Мне уже пятнадцать! Не хотите на мне жениться?». Серьезные же ошибки, над которыми невозможно подшутить, переданы без осуждения, с оттенком сочувствия и горечи. Так люди могут относиться к ошибкам близкого человека.
Все это отвечает изначальному посылу «с любовью и почтительным вниманием» рассказать о великом человеке, и, конечно, вызывает уважение к мюзиклу в целом.

В спектакле существует экран и показываются отрывки из некоторых картин Чаплина. Воссозданы съемки некоторых сцен, и, надо отдать должное артистам — воссозданы качественно и убедительно. Черно-белое изображение старых фильмов и происходящее на сцене органично сочетаются, создают единую ткань данного мюзикла. Особенно трудная задача была у исполнителя главной роли Евгения Зайцева, ведь он на наших глазах в первой части спектакля «выдумывал» знаменитый Чаплиновский образ. С одной стороны, этот образ всем знаком и очень расхож, с другой — неповторим. Потому от того, насколько хорошо получилось у актера передать перевоплощение Чаплина в «маленького бродягу», во многом зависел успех всей постановки. Получилось.

Также хочется отметить юного Платона Белькина, который исполняет роль Чаплина в детстве. Очень искреннее и даже пронзительное исполнение, нисколько не уступающее взрослым артистам. А задача — передать переживание ребенком пьянства отца, сумасшествия матери, бедность и одиночество — была явно непростая.

Вообще же все актерские работы в этом мюзикле на высоте. Ведь артисты не только играют, но и поют, и двигаются в едином стиле и ритме, всё это служит демонстрацией широты их возможностей и качества проделанной работы.

Мюзикл предоставляет собой художественно цельное произведение. Из-за множества передаваемых событий, а также из-за наличия многих компонентов (экран, музыка, танец, повествовательная часть) можно было бы ожидать сумбура или несоразмерности составляющих, но ничего этого нет. Первое и второе действие вполне уравновешены. Красивый и трогательный финал, в котором впервые появляется яркий цвет (красная ковровая дорожка) подготовлен.
Высокие слова, произносимые персонажем Чаплина, не кажутся нарочитыми или излишне пафосными.

Лейтмотивом постановки служит взятый из фильма «Цирк» момент, в котором герой Чарли, совершенно не умея, пытается идти по канату. Самих съемок этого фильма нет, но мы видим эту сцену в начале первого акта и во втором. Именно таким, очевидно, идущим через жизнь, как по канату, и пытались показать создатели постановки своего героя. Чаплин был не только гениальным актером и режиссером, но он совершил много смелых рискованных поступков, и почти всегда побеждал. Поклонники Чаплина получат дополнительное удовольствие от узнавания сцен из его знаменитых картин, а те, кто только слегка знаком с его биографией, смогут узнать много нового и интересного.
https://33.media.tumblr.com/85777dab064ba3a80b31021628271b43/tumblr_mxkd1v9H3E1r5aftqo2_250.gifhttps://31.media.tumblr.com/71a18e732c1bcd8bad2fa4b43ae05956/tumblr_mxkd1v9H3E1r5aftqo5_250.gifhttps://38.media.tumblr.com/4b3d62f84b61da8c3294c199db4fde7d/tumblr_mxkd1v9H3E1r5aftqo8_250.gif
Хотя спектакль очень бережно обошелся с историей жизни Чаплина, в нем есть необходимые драматургические допущения, поэтому все, что рассказано, не стоит принимать за абсолютную истину. Например, отъезд Чаплина из США по умолчанию приравнивается к концу его кинематографической карьеры, равно как и прощание с образом «маленького бродяги». Это не совсем правда. Чаплин снял несколько звуковых картин, в которых уже не был «маленьким бродягой», также у него были картины, в которых он не снимался сам.
Использованы фотографии из архива театра, а также из официальной группы

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook