Театр

«Мастер и Маргарита»: Игра, мистерия, сказка

Опубликовано 18 декабря 2014 в 17:20
0 0 0 0 0

В «Мюзик-Холле» сейчас с шумом и аншлагом проходит мюзикл «Мастер и Маргарита». Многие наверняка о нем уже слышали. Оговорюсь сразу: поклонникам Булгакова мюзикл может не понравиться. Создатели использовали роман скорее как материал, как повод сконструировать особый, проникнутый ощущением чуда и мистики мир сдвинутой реальности. Мир, в котором не вполне ясно, где декорации, а где 3D — картинка, где зал, а где сцена.

Уже в фойе зрителей окунают в атмосферу спектакля: на лестнице встречает элегантная кошка, а среди гостей то и дело появляются девушки, одетые по моде 1930х годов с табличками: «Во время спектакля не аплодируйте!». Аплодисменты могут нарушить создаваемую иллюзию, отделить зрителей от сцены, а ведь авторы поставили противоположную задачу: создать во всем зале единое пространство для спектакля. Поэтому в процессе представления актеры то и дело оказываются среди зрителей, со сцены обращаются к залу и вовсю используют разные неожиданные хитрости, чтобы больше задействовать публику. Всех секретов раскрывать не буду, но подумайте сами, во что при таком подходе может превратиться сцена выступления Воланда в Варьете.
Конечно, та особая реальность, в которой говорящий кот может сидеть на люстре и «починять примус» (то есть, самое удивительное органично сочетается с самым бытовым) имеет свои корни в романе Булгакова. Да и сюжет романа в целом узнаваем, хотя и пробегаются по нему весьма поверхностно. Так что человек, не знакомый с содержанием оригинального произведения, может и не разобраться в происходящем на сцене. А происходит там постоянное музыкально-танцевальное действо с фееричными декорациями, яркими костюмами и минимумом разговорных пауз. При этом даже тот текст, который проговаривается в таких «разговорных» сценах, подан в виде стихотворных строф, так что от литературного стиля первоисточника не осталось вовсе ничего. Также не стоит говорить и о тщательной проработке характеров или вскрытии глубинных смыслов романа. Такой задачи, похоже, и не стояло. Тогда о чем же стоит говорить?

Во-первых, главным героем мюзикла без сомнения является Воланд. Это его гостями становятся все пришедшие на спектакль зрители. Он и его свита ответственны за все безобразия, происходящие на сцене и в зале, а также за особую атмосферу жутковатого волшебства. Воланд присутствует почти во всех сценах от начала до конца. Он постоянно меняет костюмы, а порой и внешний облик. Всем остальным персонажам, включая Мастера и Маргариту, уделено значительно меньше времени и внимания. От Воланда, как персонажа, не стоит ожидать внутренней сложности образа, но у Ивана Ожогина получилось наделить Мессира ореолом силы и особым, магическим обаянием. Он действительно хорош.
Во-вторых, этот спектакль построен из серии танцевально-пластических номеров и они разнообразны, энергичны и красивы. Иногда происходящее на сцене начинает напоминать театр теней, иногда кордебалет. Постоянно сменяющиеся мизансцены и декорации не дают зрителю отвлечься и заскучать. К тому же, при всем разнообразии общее действие выдержано в стиле темной мистерии и не лишено юмора. Еще бы, древний дух зла решил развлечь зрителей и развлечься сам, а он умеет это делать.
Вокальные партии, которые также идут почти подряд на протяжении всего спектакля, лично мне по большей части не понравились. Текст простоват, особенно на фоне иногда проскакивающих булгаковских фраз, мелодии не цепляют и не запоминаются. Но это уже дело вкуса.
В-третьих. Есть интереснейшая находка для образа Воланда. Дело в том, что Воланд здесь — это вовсе не умудренный веками философствующий дух. Наоборот, он полон жизни и земных страстей. И, встретив впервые Маргариту, он проникается к ней вполне человеческой (или демонической?) страстью. Да-да, в спектакле даже есть намек на любовный треугольник.

О недостатках. Нужно иметь в виду — авторы не делали ставку на то, чтобы увлечь зрителя путем эмоционального сопереживания героям и драматического нагнетания конфликта. Хотя и любовь Мастера и Маргариты, и страсть Воланда, и Понтий Пилат с Иешуа, всё присутствует в спектакле, но все это проиграно скорее иллюстративно, и служит только для того, чтобы запускать новые и новые раунды танцевально-вокальной фантазии. Напрашивается сравнение с нашумевшим «Балом Вампиров». Стилистически у мюзиклов много общего, но изначальный материал «Бала вампиров» (Комедия Романа Полански) гораздо больше подходил для переделывания в мюзикл. Потому в нем содержательная и музыкальная часть сочетались органично, а действие было последовательным и стройным. «Мастер и Маргарита» Булгакова — большой роман со сложной сюжетной структурой и еще более сложным содержанием. Он всегда с трудом поддавался на театральные постановки и экранизации. Вот в мюзикле и пришлось пожертвовать почти всеми оттенками и смыслами содержательной части — они просто не влезали в формат. Кроме того, даже та часть действия романа, которая сохранена в спектакле, выглядит несколько хаотично. В целом, по общему уровню «Мастер и Маргарита» уступает «Балу вампиров». Но, тем не менее, постановка может понравится и тем, кто видел (и полюбил) «Бал вампиров», и тем, кто его не видел.
Это спектакль представляет собой игру, фантазию на тему романа «Мастер и Маргарита». Но фантазию необычную, яркую и увлекательную.

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook