Театр

«Нейроинтегрум»: Люди и механизмы

Опубликовано 24 декабря 2014 в 15:27
0 0 0 0 0

На Новой сцене Александринского театра вновь идет «Нейроинтегрум» — медиаспектакль, представляющий собой некий симбиоз человека и компьютера: по замыслу авторов, эмоции артиста должны в реальном времени превращаться в видеоартThe Neva Room посмотрела, что же из этого вышло.
«Нейроинтегрум» стартовал еще в апреле и представлялся суперамбициозным проектом: актер (или, как его чаще называют, «перформер») с помощью хитрых технических приспособлений и в буквальном смысле собственного мозга моделирует абстрактные картины. Так как все завязано на эмоциональном состоянии человека, картины не могут повторяться, и, соответственно, двух одинаковых спектаклей тоже быть не может.

Технология такова: тонкая компьютерная машинерия считывает и интерпретирует реакции организма. Специальная шапка-контроллер улавливает электрическую мозговую активность, такие технологии обычно используют в медицине — с их помощью полностью парализованные люди могут, например, общаться, двигая курсор на дисплее силой мысли, а то и управлять инвалидной коляской. Система Kinect понимает движения и мимику — эту штуку можно встретить на приставке Xbox и, например, поиграть с компьютером в теннис, просто размахивая руками перед экраном. Наконец, все эти сигналы при помощи  сложного софта переводятся в изображение и звук и без дополнительной обработки транслируются на сцену. Однако, как выяснилось, весь комплект новаторских технологий пока не очень срабатывает на зрителях.
neurointegrum (1)
По факту спектакль начинается еще в фойе — с плазменных экранов вместо обычных видеороликов транслируется хаотичное мельтешение кислотных цветов под шум помех. Следом нужно посмотреть короткий фильм, где создатели — режиссер Юрий Дидевич, композитор Олег Макаров, перформер Александра Румянцева (в этот раз ее место заняла Юлия Авраменко), а также программисты и другие члены команды на фоне музыки Daft Punk рассказывают о концепции проекта. Только после этого начинается само действо: перформер в футуристическом комбинезоне сидит на фоне десятиметрового экрана и с закрытыми глазами управляет трансляцией. Для начала ей нужно полностью успокоиться — только тогда вокруг нее поползут черные линии, собирающиеся в некие фигуры. Когда глаза откроются, включится красный прожектор: актриса увидит зал и сможет навести на кого-то из зрителей жутковатый слепящий свет. Дальше будут проекции с мерцающими частицами, неоновыми щупальцами, похожими то ли на структуру ДНК, то ли на нейроны, и подобными (не очень, к слову, затейливыми) визуальными образами.
ыпие
Идея совместить театр с технологиями будущего, без сомнения, впечатляет — однако по факту сделать из этого нечто по-настоящему будоражащее воображение удалось не вполне. В первую очередь на уровне идеи: разговоры о постиндустриальном обществе, отношениях человека с машиной и рассказы о высоких технологиях оказываются как-то не очень подкреплены смысловым наполнением. Интерпретировать сигналы с экранов можно вообще как угодно, а можно и просто никак — в результате, за якобы широтой трактовок начинает проглядывать пустота и ощущение если и не обмана, то обычного аттракциона. Сами авторы, которые всегда после спектакля лично разговаривают со зрителями, категорически не хотят высказывать свои идеи на этот счет, отдавая все на откуп публике. Вероятно, это и не так, но кажется, что создателей больше увлекает сама технология, нежели какое-либо конкретное высказывание по теме.

7850
Еще одна проблема: если быть честными, то использованная техника по-прежнему крайне несовершенна, и пока нет оснований ждать мощного прорыва в этой области в ближайшее время — похоже, именно с этим связана определенная бедность образов. С другой стороны, «Нейроинтегрум» можно смело назвать саморазвивающейся системой — и труднее всего спрогнозировать, какой качественный скачок на его основе еще может произойти.

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook