Петербург в пене. The Guardian о революции крафтового пива в столицах



В минувшее воскресенье, 17 января, самая читаемая из всех серьезных британских газет The Guardian опубликовала статью о буме российского крафтового пива. В ней говорится, что в Москве и в Петербурге своя культура пивоварения, которая в последнее время вышла на внушительный уровень. The Neva Room публикует перевод данного текста.

Несмотря на то, что сейчас вечер понедельника и за окном моросит, в баре Craft rePUBlic стоит неистовый шум из разговоров между пивоварами и поклонниками пива. Тех, кто только зашел, встречают половиной пинты Red Nelson — сэзон (сорт пива), который местный пивовар Алексей Сазонов варит с чаем из гибискуса и апельсиновой коркой. Он отмечает свой день рождения в крафтовом баре.

Сазонов работает в Bottle Share, одной из многих растущих микропивоварен, которые продвигают «крафтовую революцию». Но Red Nelson он сделал самостоятельно у себя дома под никнеймом Big Hedgehog. Алексей рассказал об одной из крупнейших марок пива в России, выпускающей захвативший бары и магазины мягкий лагер:

«Оно варится быстро, быстро забраживается и быстро продается. Крафтовый пивовар варит такое пиво, которое хотел бы пить сам».

Безусловно, Россия больше знаменита водкой, чем пивом. Отсюда и популярное выражение «Пиво без водки — деньги на ветер». По данным Всемирной Организации Здравоохранения от 2010 года, лишь 38% потребляемого алкоголя пришлись на пиво. Водочная культура имела смертельные последствия для российских мужчин, чей средний возраст составлял 64 года. Из-за потребления водки и табака, эта цифра отставала на несколько лет по сравнению с Европейскими странами.

Теперь новое поколение самопровозглашенных «пивных гиков» работает над изменением подхода россиян к пиву и потреблению в целом. Поставив акцент на смаковании вкуса, а не на желании вусмерть напиваться, в Москве с лета 2014 года открылись как минимум две дюжины крафтовых пивоварен, где разливали как русские, так и зарубежные напитки. Их стало так много, что журнал «Афиша» отказался писать обзоры крафтовых баров, потому что новые заведения открывались каждую неделю.

Мало кто ожидает, что пиво заменит водку в качестве национального напитка, особенно после того, как правительство снизило минимальную цену на высокоградусный алкоголь в связи с экономическими проблемами. Но домашнее пивоварениие в России является давней традицией, и потенциал роста крафтового пива быстро растет благодаря своей относительной доступности.

Локальные пивоварни преимущественно берут от 200 до 300 рублей за пинту. Кроме того, открыть свой крафтовый бар не так уж и сложно. Для этого не требуется лицензия на продажу алкоголя, если владелец хочет продавать только пиво, а затраты на стартап минимальны, поскольку большой штат работников, кухня и роскошные интерьеры совсем не обязательны. В результате из Москвы и Петербурга крафтовые бары распространяются в регионы.

Пытаясь отследить, откуда появился тренд, по иронии судьбы многие начинают с одной из самых больших пивоварен в Петербурге — «Балтика». Они начали экспериментировать с варкой партий с зарубежными крафтовыми пивоварнями BrewDog, Mikkeller and Jacobsen в 2010 году. Двое сотрудников «Балтики» со своим другом начали делать свое пиво под именем AF Brew в 2012 (AF означает Анти-Фабрика). С тех пор она стала одной из самых знаменитых крафтовых пивоварен, наряду с Saldens в Туле, Jaws в Екатеринбурге, Bakunin в Петербурге и Victory Art Brew в Москве. В то время многие владельцы баров даже не знали, что такое крафтовое пиво. «Мы говорили, что это варили в России и люди буквально смеялись над нами,» — говорит Денис Ковалев из Victory Art Brew. «Хорошее пиво в России не сварить, говорили они». Но когда бар одного из друзей наконец-то купил две бочки его пива, его распродали за две недели, а не за два месяца, как те ожидали.


До этого самое близкое к домашней пивоварне в Москве можно было назвать ГлавПивМаг — стенд на рыбном рынке, где продавалось необычное пиво. Наконец летом 2014 года крафтовые бары Бирмаркет и «Все Твои Друзья» открылись неподалеку от знаменитой Тверской улицы, где затем открылся и Craft rePUBlic. Они предлагали сдержанную атмосферу заведения, без телевизора и официантов. Словно в подпольный бар, во «Все Твои Друзья» можно было зайти только через сувенирную лавку. С тех пор, как в первый раз владелец ГлавПивМага Евгений Федотов заказал две кеги AF Brew’s Hop и Surf American Pale Ale в 2013 году, магазин начал работать в таком режиме, какой не видели со времен советской эры дефицита.

«В очереди стояли люди, которые говорили, что в последний раз они были в очереди много лет назад, ещё при Советском Союзе», — говорит Федотов.

Раньше и не было больших пивоварен. В России годами варили пиво специально для царей, а английские эли и портеты были популярны у Екатерины Великой. Говорят, что «Russian imperial stout» был разработан, когда британские пивоварщики начали добавлять дополнительный алкоголь, чтобы сохранить его качество при долгом экспорте для Екатерины. Но когда к власти пришли большевики, они выгнали бельгийских и британских пивоваров эля и заменили их пивоварами лагера из  дружественных стран, например Германии и Чехословакии, рассказал Евгений.


Многие пытаются возродить традиции пивоварения. Пока минипивоварни работают, как правило, с американским хмелем и германским солодом, некоторые начинают разрабатывать собственные локальные вкусы, например «Пряничный стаут» — имитирующий традиционный вкус тульского пряника, или же экспериментальные, где используют березовый сок, гречневую крупу или квас.

Александр Громов, бросивший работу в большой пивоварне, чтобы стать одним из многих «цыганских пивоваров», начал арендовать место на фабрике для собственных идей. Он надеется восстановить потерянный «национальный стиль», как польские пивовары сделали с пивом Graetzer. Этим летом он планирует совершить «этнографическую экспедицию» по деревням в поисках местных рецептов.

«Россия — страна пива, но мы об этом забываем. Если мы не сохраним наши собственные традиции, мы их потерям», — рассказывает Александр.

В конечном счете, Громов и другие надеются, что Российское крафтовое пиво сможет конкурировать за рубежом. «Прошло всего лишь два или три года с тех пор, как в России начался тренд на крафтовое пиво», — говорит владелец Craft rePUBlic Антон Плигин. «[Качество] не стабильное, оно проигрывает Американским и Европейским сортам крафтового пива, но мы не боимся экспериментировать и в конечном итоге крафтовые пивоварни станут очень хорошими».

источник: The Guardian




в центре внимания Вернуться на главную

цифра дня 16,5 тонн мазута собрали специалисты с поверхности загрязненного Обводного канала
фото дня Однодневный уличный магазин для бездомных на Боровой, 112
Ночлежка