Театр

«Повелитель мух» в МДТ

Опубликовано 04 января 2015 в 15:25
0 0 0 0 0

Самый известный роман лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга «Повелитель мух» вышел в свет в 1954 году. Он оказался слишком необычным и сложным, чтобы быть принятым сразу. Около двадцати издательств отвергли рукопись прежде, чем произведение добралось до читателя. И лишь через несколько лет после публикации роман неожиданно стал бестселлером. Зато сейчас «Повелитель мух» считается одним из важнейших произведений западной литературы XX века.
повелитель мух
Война. Группу детей на самолете эвакуируют из Англии. Самолет разбивается на необитаемом острове, взрослые погибают, и дети пытаются понять, как им выжить самим по себе. Остров прекрасен: мягкий климат, много чистой питьевой воды, фруктов, есть мелкие животные, на которых можно охотиться и нет крупных хищников. Море спокойное и теплое. Герои словно попали в рай, где им ничего не угрожает. Наоборот, они могут укрыться от ужасов большого мира, раздираемого военными действиями. Что за война — не ясно, но вскользь в тексте упоминается атомный взрыв. Что плохого может случиться с детьми на острове?..
Это аллегорический роман. При всей психологической убедительности характеров и столкновений, в построении сюжета чувствуется значительная доля условности. Группа детей становится моделью общества. Причем общества, больного серьезными пороками взрослого мира. Именно из-за этой особенности роман считается одним из самых спорных произведений XX века, ведь бытует мнение, что дети — невинные создания, которые являются только жертвами в конфликтах взрослых. В романе Голдинга все наоборот: когда дети делают что-то хорошее, они осознают, что подражают взрослым. Но чем больше времени проходит, тем меньше остается в героях от цивилизованных, воспитанных мальчиков, верх берут первобытные инстинкты, суеверные страхи и жажда разрушения. Голдинг в этом романе исследует темную сторону человеческой натуры, того внутреннего «зверя» который прячется в каждм из нас.
В романе преобладают библейские мотивы, критики усматривали в нем даже видоизмененную историю первого убийцы Каина. Да и само название — «Повелитель мух» — восходит к имени великого духа тьмы Вельзевула, которое в переводе и означает — «Повелитель мух». Есть в романе и мотив социальной критики, и элементы приключенческого жанра.
повелитель мух 2
И так, объемный роман, много действующих лиц, что всегда сложно для сцены. При этом, от начала к концу со всеми героями, и с их коллективом в целом происходят значительные метаморфозы. Как же можно уместить все это в рамки спектакля, да еще и в одном действии (спектакль идет без антракта)? Оказалось — можно, и потрясающе.
Декорацией служат обломки разбитого самолета, который невольно наводит на мысли о крахе цивилизации. Ведь где-то там, за пределами острова, идет атомная война. Может быть, все общество уже погибло, и эти дети останутся последними людьми на Земле? Все герои носят одинаковые серые костюмы. Социальные отличия стерты. Они — просто люди где-то на краю света. В начале очень здорово передано сочетание переживания ими трагической ситуации, в которой они оказались, с искренней детской радостью от полученной свободы. Ведь впервые в жизни их никто не контролирует. Исследование острова превращается в увлекательное приключение, да и их первые попытки подражать взрослому обществу тоже носят оттенок игры. При всем этом, большинство из героев достаточно взрослые, чтобы осознавать серьезность положения: никто в мире не знает, где они сейчас. Может, они никогда уже не выберутся.
Удивителен характер перемещения актеров по сцене. Их движение и взаимодействие с декорациями — это целая отдельная тема. Они двигаются, как резвые мальчишки, энергично и непоседливо. Лазают по декорациям, раскачивается на канатах, бегают друг за другом. Хочется отдать должное физической подготовке актеров и качеству отработанности всех этих перемещений. Во многом благодаря такому динамическому взаимодействию актеров с декорациями и друг с другом и возникает ощущение присутствия коллективного героя — единого общества, которое затем приходит к расколу. Когда много героев одновременно, поддавшись эмоциям, перемещаются таким образом, возникает эффект зарождающегося торнадо, в котором постепенно, с разрастанием конфликта, нагнетается энергия. Огромную энергетическую силу имеет сцена, в которой герои, захваченные диким и яростным порывом во время ритуального танца, убивает своего товарища, и только потом осознают, что они сделали.
61bd6d3a1277b7858f2b3b757373da9a
Конфликт, как и в романе, возникает с самого начала из противостояния двух претендентов на лидерство — разумного и склонного к гуманизму, но постоянно сомневающегося в себе Ральфа, с сильным и властным, но жестоким Джеком Меридью. Большинство на первом собрании выбирает Ральфа, и Джек, привыкший быть лидером в своем церковном хоре, затаивает и копит обиду. В удачный момент, когда авторитет Ральфа слабеет, Джек захватывает власть, но под его началом мальчишки превращаются из цивилизованного общества в дикое племя. Племя не имеет законов, кроме беспрекословного подчинения вождю. Племя занимается охотой, не боится убивать, приносит дары устрашающему Зверю, который становится для этого племени чем-то вроде бога. Но — не способно строить шалаши или поддержать костер, из-за чего теряется надежда на спасение. Впрочем, о спасении с острова на этом этапе никто уже не думает.
В центре повествования также мальчик по прозвищу Хрюша — слабый, закомплексованный, страдающий астмой, но рассудительный и добрый. Он до конца остается верен Ральфу, но, в то же время, он прячется за его спиной. Особое место занимает Саймон. В романе это неоднозначный персонаж, страдающий психическим расстройством. В спектакле его образ очень напоминает классического юродивого, святого безумца. Все считают его ненормальным, но именно он произносит знаменитую фразу «зверь — это мы сами», он идет один ночью в лес, куда все боятся заходить, он снимает с постамента голову свиньи — приношение зверю, и добывает доказательства, что никакого зверя нет. И он же становится первой жертвой в ритуальном, языческом по существу танце, посвященном этому самому зверю.
Последней жертвой должен стать сам Ральф. Ральф так и не покорился Джеку, но морально он сломлен. Это вообще довольно слабый герой, он изначально сильно проигрывает по силе характера антагонисту Джеку, а его лидерство выглядит почти случайным — в этом расхождение постановки с романом. Он потерял веру в людей, и в финале может только бежать и прятаться. Чтобы поймать его, Джек готов на всё, даже на то, чтобы сжечь остров. Гибель кажется теперь неминуемой. В романе героев все же ждет счастливое спасение. Но данная постановка превращает удивительное появление взрослого в страшный розыгрыш.
ce704203cd45544e96f1ef1f37c84595
Спектакль, по сути, выносит приговор современному обществу. Если у Голдинга это было скорее размышление на тему зла, способности противостоять злу в себе, то в данной постановке зло одерживает победу.
«Факты жизни приводят меня к убеждению, что человечество поражено болезнью… Я ищу эту болезнь и нахожу её в самом доступном для меня месте — в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе её невозможно будет держать под контролем», — говорил Голдинг.

0 0 0 0 0




04 января 2015
05 января 2015
Вконтакте
facebook