Развлечения

Принцип Dada: к столетию дадаизма

Опубликовано 03 октября 2016 в 19:29
0 0 0 0 0

Провокационный и не всем приятный дадаизм — направление в искусстве XX века, которое стало реакцией общества на ужасы Первой Мировой. Душные кабаки Цюриха стали приютом для беглых художников и писателей со всей охваченной войной Европы, которые в знак протеста придумали свой взгляд на мир. Корреспондент TNR заглянул в писсуар к Марселю Дюшану и в коллажи к Амадеу ди Соуза-Кардозе, чтобы разобраться, что такое дадаизм и с чем его едят.

Вот раньше был протест! Дадаизм — это огромная кость в горле для академиков от искусства. Дадаизм — это маргинальная культура от и для отчаявшихся людей с глубоким внутренним миром.

Первые последователи этого течения в искусстве бежали от Первой Мировой Войны в спокойную тихую Швейцарию. Первая Мировая Война так повлияла на этих странных людей, что в процессе глубокой рефлексии они осознали, что жизнь вообще бессмысленная вещь — жить надо сейчас. К чёрту эту вашу логику, она является причиной всех бед мира. Дадаизм — это вывернутая наизнанку логика, настоящий кошмар для политехнического мозга.

Der_Dada_1919_Titel[1]

Есть несколько версий происхождения термина «дадаизм». Например, на французском сленге «дада» — это смесь героина с кокаином. По другой версии это бессвязная речь, что-то вроде «бла бла бла». Но суть в том, что «дада» — это нечто без смысла и цели. Голый протест, цинизм и полное отрицание каких бы то ни было норм, устоев и правил. Дадаизм проявлял себя в театральных постановках, на которых беглые художники со всей Европы показывали язык всему континенту из швейцарских душных кабаков. Но прежде всего дадаизм известен своими инсталляциями и коллажами. Самым главным дадаистом, который и сформулировал все соответствующие идеи, стал беглый румынский еврей Тристан Тцара. Этот весьма эксцентричный мужчина в аккуратных круглых очках так говорит о дадаизме:

Дада проявляется только в актах насилия.

Дада – это совсем не модерн. Дада это скорее возвращение к буддистской религии всеобщего безразличия.

Основания Дада лежали не в искусстве, но в отвращении

Все, что человек видит, ложно.

Дада против высоких цен на жилье.

Дада – общество с ограниченной ответственностью для эксплуатации идей.

У Дада есть 391 точек зрения и цветов в соответствии с полом президента.

Дада меняется – утверждается – говорит противоположностями – неважно – кричит – идет рыбачить.

Дада – это хамелеон непрерывной эгоистичной смены цвета.

Дада против будущего. Дада умер. Дада абсурден. Да здравствует Дада.

Дада – это не литературная школа (вой)

Если вы когда-нибудь разговаривали с кем-то о современном искусстве, то помимо субъективных заявлений, что «это мазня и мой ребёнок тоже так может», вы наверняка слышали про писсуар с автографом Марселя Дюшана, который позиционировался автором, как произведение искусства, вызвавшее потепление нижней части спины у многих зрителей и критиков. Стоит сказать, что Марсель был ещё тем троллем, так что его инсталляция точно удалась. Фактически, именно дадаисты придумали этот вид показа работ.

Писсуар — не единственный пример такого нигилистского отношения к искусству. Дадаисты любили создавать из бытовых предметов отдельно стоящие произведения. Они склеивали велосипедное колесо с табуретом, вешалки, посуду и многое другое, называя это искусством, и требовали за свои работы бешеные деньги. Благо толстосумы из Нью-Йорка щедро платили за такие произведения. Однажды Дюшан взял репродукцию Мона Лизы авторства Да Винчи и подрисовал ей усы, а ещё написал «ей невтерпёж». Таким образом, он в очередной раз знатно потроллил академиков и получил неплохое денежное вознаграждение от нью-йоркских нуворишей.

Duchamp_Fountaine[1]

Ещё один странный дадаист, немец — Курт Швиттерс. Он рылся в мусорных баках и на свалках в поисках материалов для своих работ. Швиттерс создавал различные произведения из пивных банок, бутылок, крышечек, проволоки и прочего хлама. Свои художественные объекты Курт называл «мерцы», как сокращение от слова Kommerzbank — «коммерческий банк». Разумеется, что такие необычные люди следовали не самым популярным политическим и идеологическим течениям. Так, в среде дадаистов было немало коммунистов и анархистов, причём дадаисты были весьма радикальными представителями данных течений.

Инсталляции были не единственным способом дадаистов заявить о себе. Эти люди внесли большой вклад в технику коллажа. Таким образом они как бы собирали своё бессмысленное и бесперспективное искусство из кусочков и обрывков мира, который катится ко всем чертям. Этот момент, отчасти и задал направление постмодернизма, который пришёл после.

Но время шло, расцвет дадаизма канул в лету, но отдельные его представители неплохо чувствовали себя в нацистской Германии. Работы художников даже показывались на знаменитой в своё время выставке «Дегенеративное искусство», которая полтора года колесила по всей Германии. Там показывались различные модернистские течения и картины душевнобольных. И дадаистов, конечно. Словом, выставка впитала в себя всё, что великий художник акварелью Адольф Гитлер считал мазнёй — совсем как ваша бабушка. Но Гитлер оставался таким умеренно терпимым лишь чуть-чуть. Спустя некоторое время в поезда в направлении концлагерей начали садить не только цыган и евреев, но и странных художников дадаистов и прочих юродивых. Но к счастью, большинство дадаистов успело уехать из Германии, пока там стало совсем невтерпёж.

Таким образом, дадаизм — это довольно интересная эпоха в истории искусства, которая полна ярких моментов. Эта эпоха во многом внесла вклад в наш современный мир, в современное искусство в частности. Дадаизм показывает нам, что искусство оно не только в музеях, которые финансируются из фонда министерства культуры, оно может жить даже в самых обыденных предметах и самых безумных местах – нужно только найти правильный угол зрения.

В Петербурге 100-летие дадаизма отпразднуют 7 октября в Музее звука

Текст: Влад Чертыков

 

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook