Центр МАРС в Петербурге. Взгляд изнутри



В начале октября в Петербурге открылся центр современного искусства МАРС, третий по счёту в России. Корреспондент TNR посмотрел на работу центра изнутри и пообщался с продюсером выставки “Теория поля” Виктором Кудряшовым.

Центр современного искусства МАРС расположился в историческом здании торгового дома «Пассаж» напротив Гостиного двора на Невском проспекте. В день открытия, 7 октября, также запустилась аудиовизуальная выставка «Теория поля», которая продлится до 10 марта следующего года. Экспозиция занимает три этажа, где расположились художественные инсталляции и интерактивные зоны. 

Первая аудиовизуальная работа «Что скрывают голоса» создана медиахудожниками Максимом Свищёвым и Андреем Свибовичем. Для просмотра необходимо надеть 3D очки и лечь на мешки-кресла. Зритель глядит на потолок, где под размеренный эмбиент проецируются стремящиеся к зрителям космические энергии. 

unnamed

На том же этаже зрителей ждёт инсталляция художников из московской Curiosity Media Lab «Розы мира: шрастры и уицраоры». Абстрактные «розы» проецируются на полусферическую поверхность. Благодаря этому обеспечивается полное перекрытие всего поля зрения, что даёт беспрецедентный уровень погружения, совсем как в планетарии. 

Этажом выше расположилась инсталляция MIMPI студии Stain российских медиахудожников Сергея Титова и Александра Гаврилова. Сюрреалистичное широкоформатное изображение на стене подвластно зрителям. Подключившись к специальной точке Wi-Fi, можно управлять тем, что проецируется на стене. Инсталляция использует пространственные датчики вашего смартфона, чтобы двигать по стене линию, которая динамически меняет изображение. Всего таких линий две, благодаря им возможно создавать своеобразную интерактивную живопись.

Stain_MIMPI

Далее в светлом помещении находится интерактивная зона с парой очков виртуальной реальности HTC Vive и механическими произведениями художника Дмитрия Морозова. Одна из них собрана из множества компьютерных кулеров, которые подключены к датчику движения. Другая работа, инсталляция «Коллектор», с помощью высокочувствительного микрофона обрабатывает звуки в помещении и генерирует на их основе уникальный аудиоряд.

VR_VIVE_ZONE

Виктор Кудряшов
продюсер выставки «Теория поля»

7 октября Центр современного искусства МАРС открылся в Петербурге. Сложно ли было провести всю подготовку к этому событию?

Всё сложно и просто одновременно. Петербургский МАРС для нас ― уже третий Центр современного искусства. За нашими плечами уже 2 реализованных центра в России. К тому же, до этого у нас было два выездных проекта: в Милане и в китайском городе Гуанчжоу, куда мы привозили конкретные инсталляции. Когда мы открывали третье место, то все примерно понимали, что и как может происходить. Художники, с которыми мы работали, нам были уже знакомы. Учитывая всё это, открывать новый центр в Петербурге было гораздо проще, чем первый в Москве или второй в Абрау-Дюрсо.

Но трудности были. Например, выбор помещений: каждая работа художника взаимодействует с пространством, и нужно было очень внимательно отнестись к этому вопросу. Необходимо учесть и техническую сторону, того, как работы на экспозиции будут сочетаться между собой, каким будет маршрут зрителей по выставке и многие другие детали. При создании новых выставок, каждое произведение необходимо адаптировать к новому пространству.

vtol_коллектор_1

В Петербурге культурная общественность отличается неким уровнем снобизма, и новое воспринимается с ощутимой долей скепсиса. Сталкивались ли вы с сопротивлением в этом плане при открытии выставки?

Да, я думал об этом. Но такого сопротивления не было. Думаю, это связано с нашими инсталляциями: они высокорефлексивные и визуально впечатляющие одновременно. Так, человек «насмотренный» будет воспринимать выставленные работы, как новый опыт взаимодействия с пространством и действительностью. Другие же зрители могут получать простое визуальное удовольствие и участвовать в интерактивных инсталляциях. Даже моя 60-летняя мама, когда пришла на выставку была в восторге, и обещала написать рецензию.

Центр МАРС в Петербурге является третьим по счёту в России. Первый появился в Москве, второй вы открыли в этом году на юге, в Абрау-Дюрсо. Почему такой порядок? Обычно же все самое прогрессивное появляется в Москве, а потом едет в Петербург и далее по стране.

Оговорюсь, что мы не едем никуда. Мы работаем в тех местах, которые нам кажутся наиболее актуальными. Центры в Москве и Петербурге мы делали сами, а из Абрау-Дюрсо к нам поступил запрос на создание классного современного мультимедиа-центра. Поэтому в этом случае мы не были инициаторами, эту роль на себя взял знаменитый винный завод. Мы с удовольствием приняли это предложение.

По архитектуре Центр в Абрау-Дюрсо ― самый классный. Там наши инсталляции заиграли в абсолютно новом ключе, потому что они находятся в замке постройки начала XX века. Один из этажей был тогда отдан под технические помещения с оборудованием имел соответствующую атмосферу. Долгое время этаж не использовался, и мы взялись переделать его под наш Центр современного искусства.

При создании этого Центра я приглашал специалистов из московского архитектурного бюро NOWADAYS, которые сделали очень чёткий акцент на сохранении исторической архитектуры, в частности, старинных каменных стен.  Мы залили бетонный пол, который на десять сантиметров отходит от стен. Этот промежуток мы засыпали галькой. Создаётся ощущение, что мы присутствуем на своём островке или материке аудиовизуального искусства. Мы очень внимательно отнеслись к качеству, к применённым материалам. Очень советую тем, кто поедет в Абрау-Дюрсо, посетить наш Центр МАРС.

Верно ли, что концепция вашей выставки больше состоит в идеях науки, техники и философии?

Это двойственная история, на самом деле. С одной стороны, как я уже говорил, наша выставка «Теория поля» носит и глубокий интеллектуальный характер, и поднимает тему невидимых полей, которые мы не ощущаем, но которые есть абсолютно везде.

Также, в этом есть образовательный мотив. Когда люди начнут искать информацию по теории поля, то помимо нашей выставки они смогут найти информацию из физики. Поэтому, когда к нам придут посетители, они смогут взглянуть на наши инсталляции с точки зрения физики, или же получить просто эстетический фан. Мы понимаем, что публика у нас будет разная, и не пытаемся бить в одном направлении.

Наш Центр желает популяризировать интересные идеи, которые по разным причинам до этого не были достойно освещены. Тот же самый видеоарт, по которому мы начинаем делать цикл лекций «Пересмотр» (который стартует 9 ноября) с замечательной Машей Данцис. Долгое время она жила преподавала в Берлине, а сейчас переехала и преподаёт в СПбГУ.

Этим самым мы хотим сгладить отторжение к современному искусству в Петербурге. Мы хотим дать понять, что не стоит смешивать разные понятия. У новых художников есть свои кисти в виде компьютеров и технических знаний. Многие не понимают, что это сложно и что это тоже является искусством.

 

Как вы отбираете художников для выставок?

Изначально мы разрабатываем концепцию выставки, смотрим в каком пространственном контексте она будет располагаться, учитываем близкие по духу проекты. Исходя из этого, мы занимаемся отбором художников.

Можно сказать, что глобальная миссия Центра МАРС как культурной институции — это просвещение и популяризация интересных идей?

Конечно. Мы не просто делаем выставки, мы создаём просветительские программы. У нас всё построено на взаимодействии разных видов искусства. Помимо лекций о современном искусстве и выставок, мы планируем музыкальные концерты. Этим мы также будем пытаться привнести новую культуру в Петербург, хотя это и очень сложно.

Насчёт технической стороны вопроса. То, что видят зрители ― это простые медиафайлы или это исполняемый компьютером код в реальном времени?

У нас есть разные произведения. Одни произведения  это программы, которые генерируются и меняют себя сами. Есть экспонаты интерактивные, где зритель сам влияет на то, что он видит. А есть и видео, которые просто воспроизводятся по кругу.

В принципе, не так важно, как всё это делается. Главное, чтобы художник создал визуально и концептуально классное произведение искусства. За нами уже стоит задача его красиво показать, и чтобы оно произвело именно тот эффект, который задумал художник.

 

Текст ― Влад Чертыков




в центре внимания Вернуться на главную

цитата дня Нисколько не сомневаюсь, что гостям и без того у нас действительно и по-настоящему так весело, что желания вызывать ещё искусственную "радость" у них просто не возникает.
Магомед Даудов, спикер парламента Чечни
цифра дня 3 года строили центральный участок Западного скоростного диаметра