Развлечения

Уличное искусство — территория идей. Александр Мущенко и Владимир Абих о сути стрит-арта

Опубликовано 23 марта в 12:05
0 0 0 0 0

На прошлой неделе в Петербурге исчезла очередная работа уличных художников из HoodGraff. На этот раз по просьбе недовольного соседа, коммунальщики закрасили портрет Ильи Сегаловича на Боровой улице. Кстати, на портале «Наш Петербург», где была размещена жалоба, рисунки на фасадах классифицируются как «несанкционированные надписи на стенах дома». И любой, кому серый кирпич милее картинок, может потребовать ликвидировать инородный элемент, дабы чужое творчество не лезло в глаза и не посягало на совершенство свежеокрашенной стены.

Вообще, неустанная борьба с несанкционированным искусством в Петербурге – притча во языцех. О понятии стрит-арта, его зарождении, об отношении с властями и городской средой, художник Владимир Абих и технический директор Музея стрит-арта Александром Мущенко рассказали на лекции, прошедшей в Фонтанном доме. В тонкостях уличного искусства разбиралась TNR.

Для начала необходимо разграничить понятия стрит-арт и паблик-арт.

Стрит-арт – одно из направлений современного искусства, существующего исключительно в городской среде. Стрит-арт нелегален, и художник, работающий на улице, осознает, что объект может пробыть там совсем немного — от нескольких секунд до месяцев. Уличное искусство зачастую провокационно и неоднозначно. Оно вскрывает социальные проблемы и задает вопросы, ответить на которые каждый зритель должен сам.

Истоки жанра можно найти в начале XX века, когда футуристы Петербурга и Москвы, диагностировав отрыв искусства от народа, призывали художников использовать вместо холстов здания.

В историю стрит-арта, конечно, вошла акция Юлия Рыбакова, который в 1976 году написал на стене Петропавловки: «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков!», — в знак протеста против гонений на свободных художников, запрета выставок и в память о погибшем от рук чекистов художнике Евгении Рухине. Сам Рыбаков отсидел за злостное хулиганство и порчу государственной собственности 6 лет.

13906953_965706710208930_6931152233268768667_n

Фото: www.facebook.com/rybakov.ul

В 2016 году такая же надпись появилась на Пироговской набережной. Лозунг советских диссидентов повторил художник из Екатеринбурга Тимофей Радя.

Фото: t-radya.com

Фото: t-radya.com

Принципиальное отличие стрит-арта и паблик-арта заключается в наличии у последнего определенного заказчика. Художник создает заранее согласованную с городом, музеем или частной компанией скульптуру, надпись или инсталляцию, не ставя перед собой цели задеть общество за живое и, в принципе, какой-либо цели,  кроме создания некоего объекта. По сути, для паблик-арта, как явления, необходимы художник, заказчик, город и публика. Сейчас в Петербурге появляется довольно много заказных работ. Например, этот, как будто сам удивляющийся своему существованию, богатырь во дворе на Жуковского.

CPPc9cCTPa4

Что касается граффити, то это лишь одно из направлений уличного искусства.

И хотя художник действует нелегально, он скорее стремится не привлечь внимание социума к определенной проблеме, а вписать свое имя в городскую среду. Придуманная однажды надпись, выполненная особенным шрифтовым стилем, тиражируется и помещается всё в новых и новых местах. В пример можно привести знаменитого Бэнкси, который отметился не только в Нью-Йорке и Лондоне, но и в Секторе Газа. Его работы никогда не были острыми или злободневными, и постепенно свелись к бизнесу. Александр и Владимир в этом смысле поддерживают художника Кирилла Кто, который высказался об абсолютной безыдейности граффитистов.

Говоря о сути уличного искусства, Мущенко и Абих привели в пример работу все тех же HoodGraff.

бодров

В прошлом году на портретах Бодрова, Эйнштейна и Дурова появились крупные надписи «ПОТРАЧЕНО». И если сами изображения зрители безоговорочно причисляют к искусству, надписи воспринимаются как вандализм. Однако не все так просто.

Кто-то из зала спросил: «Как вы прокомментируете слово «потрачено»? Ведь  слово привлекает большее внимание, чем само граффити?»

Владимир Абих ответил : «Чтобы понять, является ли некая работа произведением искусства или нет, нужно сперва разобраться в том, что такое искусство. Я касался вскользь этой темы в самом начале дискуссии говоря, что определений искусства много. Но в этой неопределенности нет ничего плохого, она позволяет искусству жить и меняться, если мы загоним его в жесткие рамки, оно станет предсказуемым и потеряет смысл. Поэтому является ли искусством надпись «потрачено» на портрете Бодрова в исполнении hoodgraf или нет, зависит от того какую парадигму мы выберем.

Допустим, Борис Гройс называет искусство парадоксальным объектом, то есть тем что с одной стороны является искусством, а с другой стороны нет, тогда один только факт того, что мы начали обсуждать и спорить о надписи «потрачено» возводит её в ранг искусства.

С другой стороны, искусство это то, что делает художник, но мы не знаем автора надписи, поэтому, если её делал «нехудожник», то это не искусство, а скорее выражение некого «дисреспекта» авторам. Однако если надпись делал случайно оказавшийся в Петербурге Бэнкси, тогда это определенно искусство.

Или если мы считаем, что искусство это исключительно то, что «красиво», то эта надпись — самый банальный вандализм, но тогда мы отсекаем из ранга искусства весь 20-й век.

Я предлагаю ответить на этот вопрос лично каждому и главное, проанализировать свой ответ, почему вы так решили, почему что-то вы считаете искусством, а что-то нет, дать определение самому, а не слушать исключительно экспертов или думать в рамках «как принято».

Мыслить самостоятельно тяжело, но необходимо. При этом важно понимать, что не бывает простых ответов на сложные вопросы, а вопросы об искусстве всегда непростые.

Текст: Дарья Абижанова

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook