Развлечения

Умение злить идиотов: Дмитрий Быков

Опубликовано 04 февраля 2015 в 14:00
0 0 0 0 0

На минувшей неделе состоялся творческий вечер писателя и поэта Дмитрия Быкова «О чём нельзя». Питеру впервые довелось встречать Дмитрия на сцене в Большом зале Филармонии. Едва Быков выступил у нас в городе, как тут же засобирался в Штаты — будет читать лекции о советской литературе и современном российском искусстве студентам Принстона. Ходили разговоры, что творческий вечер в Филармонии – его «прощальный концерт», и что писатель собирается перебраться в США навсегда. Быков эти слухи опроверг и заверил, что его преподавательская деятельность в США вовсе не является эмиграцией. Корреспондент TNR побывал на вечере поэзии и ироничной прозы Дмитрия Быкова и спешит поделиться с вами своими впечатлениями.

thumb.php

Дмитрий Быков везде: мы видели его на митингах, читали в газетах его политические памфлеты, слышали в радио-передачах обо всём на свете, порой встречали на экранах в авторских программах или в гостях у коллег-журналистов. Быкова всегда много, он стремительно и остро на всё реагирует. К идеям Быкова быстро привыкаешь, к его мнению прислушиваешься, с ним споришь. Но сотни статей Быкова, возможно, затмили для обывателя десяток его блистательных романов. Но писатель смог придать шарм и литературную форму даже публицистике – так возник его газетный цикл «Письма счастья» и проект «Гражданин Поэт» с Михаилом Ефремовым и Андреем Васильевым, где актер декламировал рифмованные едкие комментарии Быкова к главным новостям недели. Из-за политического давления проект в его прошлом формате пришлось закрыть. Авторы проекта совершили «возвращение к классической традиции» – начали устраивать поэтические чтения на разных площадках по всей России. «Гражданин Поэт» сейчас превратился в лирический «Стихи про нас»: Быков и Ефремов читают публике стихотворения своих любимых авторов.

28274_900

На вечере в Филармонии Быков читал свои стихи. В первом отделении он декламировал свои давнишние работы, «тестировал» реакцию публики.  Аудитория отзывалась неоднозначно — казалось, что все пришли послушать мнение Быкова о политике, и сами стихи вообще мало кого волновали. Весь творческий вечер зал словно ожидал заявленного «о чём нельзя», о чём Быков не начал бы, если бы не зрительские записки с вопросами. Вопросы были как на сеансе у экстрасенса — «Что будет с нами дальше, каковы ваши прогнозы?». Дмитрий обещал подготовить книгу, где соберёт все свои прогнозы за последние десять лет (говорит, многие сбылись) и снабдит их комментариями.

Моим творчеством движет исключительно страх смерти

Был неожиданно-обиженный вопрос про сдержанный отзыв Быкова на фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Дмитрий не собирался оправдываться перед публикой: фильм на притчу не тянет и обладает весьма скудными художественными достоинствами, массовую истерию вокруг него не поддерживает. Вопрос о «Левиафане» оказался самым злободневным, все прочие сводились к философским извечным темам. У Быкова спросили, как сохранить отношения между мужчиной и женщиной. В ответ писатель процитировал публициста Марию Розанову: «Самый крепкий роман – производственный». Дмитрий отвечал на все вопросы с предельной честностью и человечностью.

Вечер «О чём нельзя» Быков закончил чтением отрывков своей последней книги «Квартал» — сам Дмитрий рекомендовал ее как действенную инструкцию по обогащению. Зал много смеялся. Под конец Быков зачитал новые, беспощадно грустные и тревожные стихи. Их быков распевал на блюзовый манер, отчего на душе становилось еще тоскливей.

Текст: Анастасия Житинская

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook