Город

Вдохновение в рутине: как найти идею для бизнеса

Опубликовано 27 апреля 2015 в 17:39
0 0 0 0 0

Каждый день люди едут на работу, сидят перед компьютерами в офисах, покупают в магазинах продукты, а дома — воспитывают детей, делают ремонт и смотрят телевизор. Все это — повседневность — огромный и сложный мир, который совсем мало изучен, хоть и находится на расстоянии вытянутой руки. На лекции в Институте «Стрелка» Дэвид Эриксон — создатель школы Hyper Island, рассказал, как, обращая внимание на повседневные привычки горожан, можно развивать бизнес, делать новые технические изобретения и даже помогать странам третьего мира.

Считается, что планировка и архитектура города во многом зависит от политики. Это правда. Один из ярких примеров — Дублин. Когда я переехал сюда, то обратил внимание на то, что здесь вообще нет площадей. Англичане боялись революции и попытались сделать так, чтобы ирландцам негде было собираться.

Но я не архитектор. Моя работа связана с бизнесом, и поэтому больше всего меня интересует взаимодействие города не с политическими, а с коммерческими структурами.


В том же Дублине в конце XVIII века открылась пивоварня Guinness, и это оказало огромное влияние не только на экономику города, но и на его архитектуру. Люди со всей страны съезжались сюда, чтобы работать на пивоварне. Но, поскольку им негде было жить, то в какой-то момент семья Гиннессов построила специально для них дома. Интересно, что жилое пространство в этих домах было довольно маленьким, и это было сделано не только, чтобы сэкономить на строительстве. Владельцы пивоварни хотели, чтобы люди как можно чаще выходили из дома и проводили вечера в каком-то другом месте. Например, в пабе. Где они бы наверняка пили пиво Guinness.

Такие взаимоотношения между коммерческими предприятиями и горожанами на первый взгляд могут показаться циничными. Но, мне кажется, что все не так однозначно. Да, цель бизнес-компаний — продать свой товар. Но важно не то, какую вещь мы покупаем, а что мы с ней можем сделать. Мой любимый пример — это молоток и гвозди. Я покупаю их для того, чтобы построить дом, который сделает мою жизнь намного лучше.

В Мексике около шести миллионов детей страдает от астмы, и большинство из них живет в очень бедных семьях, где ежедневный бюджет составляет два доллара. Единственный способ бороться с этой болезнью — специальные ингаляторы, которые производятся в США и продаются в Мексике за 30 долларов. Конечно, семья, живущая на два доллара в день, не может позволить себе такую дорогую вещь, поэтому дизайнеры из университета Мехико поставили перед собой задачу — придумать эффективное средство от астмы, которое будет доступно для всех. Они заменили все пластиковые детали на бумажные, и сделали простую модель ингалятора, которую можно собрать как оригами. Стоимость такой модели 30 центов — то есть в сто раз меньше, чем пластиковой версии, но самое интересное, что она еще и на 30% эффективнее. Чтобы пользоваться обычным ингалятором нужна сноровка, потому что вдыхать аэрозоль можно только через рот, а бумажный ингалятор закрывает и рот, и нос.
Мы привыкли считать, что все самое лучшее производится в Японии, Германии или Великобритании. Но иногда инновационные открытия происходят в странах, где ситуация критическая и нужна срочная помощь. Почему огромные корпорации вроде Procter & Gamble и Unilever так заинтересованы в расширении своего рынка на страны третьего мира. Это связано не только с тем, что им нужно больше новых покупателей. Они понимают, что именно тут могут произойти открытия, которые в будущем повлияют на всю отрасль.

Во многих районах Индии женщины до сих пор стирают белье вручную в реке. На это у них уходит от одного до четырех часов в день, это пять-шесть лет их жизни. А ведь им надо еще вымыть посуду, убраться дома и приготовить еду. Если бы им не нужно было всего этого делать, то они бы скорее всего устроились бы на работу и стали бы более независимыми.

Как можно решить эту проблему? Конечно, в первую очередь, женщинам нужны стиральные машины. Но в селах нет электричества. Вместо электричества можно установить солнечные батареи, потому что местная погода позволяет получать энергию от света в течение всего года. Но и этого недостаточно, потому что здесь нет воды. Ни одна государственная институция не сможет сама что-то с этим всем сделать. Государство не производит стиральные машины и солнечные батареи, это все относится к сфере бизнеса. Но и коммерческие компании не будут заниматься этим по одиночке. Они собираются вместе и пытаются понять, как местные жители, которые зарабатывают по два доллара, могли бы заплатить и за солнечные батареи, и за стиральные машины, и за воду. Раз у них нет денег купить стиральную машину, то они могут оплачивать каждую стирку какой-то небольшой суммой, и удобнее всего это делать со своего мобильного телефона. Таким образом в этот проект включается еще и оператор сотовой связи.

За всем этим проектом стоит компания Unilever, которая продает стиральные порошки. Чтобы освоить новый рынок, ей пришлось объединить вокруг себя несколько крупных корпораций. И в результате подобного сотрудничества и работы в экстремальных условиях, обязательно появляются новаторские решения. Например, в одной деревне в Африке была изобретена стиральная машина, которая потребляет вдвое меньше электричества, а 70% воды она может использовать повторно. Сейчас этой разработкой заинтересовались в Европе, потому что даже там нет таких устройств.

Смотреть конференцию полностью.

Повседневные проблемы людей могут служить отправной точкой и для создания малого бизнеса. «Городской конструктор» выбрал три примера сервисов, созданных на основе привычек и ежедневных потребностей горожан.

Сервис по заказу билетов GeniusTravel

Многие оказывались в ситуации, когда у них есть несколько свободных дней, скромный бюджет в 200 евро и огромное желание отправить в путешествие, причем неважно куда. Искать подходящий вариант на обычном сайте по заказу билетов очень долго, потому что там всегда нужно указывать пункт назначения. Именно для тех, кто сталкивается с такой проблемой, был создан сервис GeniusTravel. На нем надо выбрать только место отправления, нужные даты и максимальную сумму, которую готов потратить путешественник. В ответ на запрос пользователь получает все возможные варианты билетов, подходящие под его параметры. Не так давно сервис расширился и теперь там можно подобрать себе также отель и машину.

Народная почта Tudatuda.com

Если кому-то надо срочно отправить документы в США, получить лекарство из Израиля или просто передать подарок родственникам в Тулу, то сделать это через путешествующих знакомых будет гораздо быстрее и надежнее, чем отправлять по почте. Проблема в том, что найти таких знакомых бывает не просто. Создателям сервиса Tudatuda пришло в голову создать единую систему народной почты, где можно связаться с тем, кто едет в нужное место, или с тем, кому нужна помощь в перевозке. Сам сервис бесплатный, и обо всех финансовых вопросах пользователи договариваются сами между собой.

Магазин виниловых пластинок «Контрабанда»

Начиная с 2006 года интерес к виниловым пластинкам увеличивается все больше с каждым годом. Станислав Ташкинов, у которого во Владивостоке был свой небольшой бизнес по продаже аудио- и видеотехники из Японии, обратил внимание на то, что люди стали интересоваться, можно ли заказать еще и пластинки. В 2014 году он арендовал небольшое помещение в центре города и открыл магазин винила «Контрабанда». Оказалось, что его расчет был верным и ажиотаж вокруг пластинок оказался не временным явлением и поток покупателей не становится меньше. А «Контрабанда» за год своего существования превратилась из магазина в культурное пространство, где проводят концерты и кинопоказы.

strelka-exlibris-ekaterinburg

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».

Фотографии: Smythe Richbourg / Flickr.com, Photo Unit / Flickr.com, ღ ℂℏ℟ḯʂ ღ / Flickr.com, Chris Bird / Flickr.com, Amit Rawat / Flickr.com, Dave Griffiths / Flickr.com, US Army Africa / Flickr.com.

 

0 0 0 0 0