Общество

Why so serious? Страшные клоуны в массовой культуре

Опубликовано 27 октября 2016 в 13:47
0 0 0 0 0

В мире участились случаи нападения людей с оружием, одетых в клоунскую одежду. Многим известно, что это ― игра на давней человеческой боязни клоунов, коулрофобии. TNR попыталась понять, где начались ее истоки в массовой культуре и что с этим можно сделать.

Клоуны занимают в массовой культуре особое место. Этот образ имеет множество вариаций. Кто-то боится клоунов, кто-то их любит, кому-то на них совершенно наплевать. Клоуны, как и многие другие развлекательные профессии, вышли из культуры средневековых ярмарок и карнавалов как эволюционировавшие шуты. Сложность клоунады ― в универсальности. Настоящий профессиональный клоун должен иметь талант и актёра, и рассказчика, а иногда и эквилибриста.

В цирке клоуны являются одним из базисных элементов представления. На их плечи ложится обязанность по развлечению зрителей между номерами, работа с детьми и их родителями, нередко даже опасные смертельные номера. Профессиональный клоун является специалистом высокого класса. Клоуны становятся выдающимися актёрами.

Массовая культура родила антипода весёлому персонажу с красным носом. В частности, американский кинематограф и литература создали пугающий и отталкивающий образ злого и страшного клоуна. Именно этот образ сейчас активно вытесняет оригинальное значение. Можно сказать, что последним добрым клоуном оставался Рональд Макдональд из «McDonald’s», но истерия и его не обошла стороной, «спасибо» японской рекламе.

В то же время, образ страшного клоуна медийно привлекателен. Под готовый шаблон можно подогнать практически любой отрицательный образ, который будет усиливаться диссонирующей отсылкой к доброму клоуну. Есть примеры таких «клоунов», которые чертовски привлекательны и великолепно сыграны. 

Примечателен клоун Красти — герой американского мультсериала «Симпсоны». Красти — уставший от жизни мужчина, который полон цинизма и желчи. Образ мужчины с кризисом среднего возраста в костюме клоуна, который много пьёт и курит — это, в некотором смысле, и «плохой Санта», который функционирует по точно таким же шаблонам, как Красти.

45312535686489.57000e8098b77

В уже ставшем культовым фильме Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» Джокер в исполнении актёра Хита Леджера впитал в себя именно те качества, которые создают интересный образ. Джокер — хитрый, умный и очень опасный враг, что делает его сильным противником.

джокер

Однако почему именно страшный клоун вызывает у нас, а в особенности у детей, глубинные страхи и особую неприязнь? Дело в том, что образ страшного клоуна играет на диссонансе оригинального доброго и привлекательного образа с его антиподом. Похожие чувства у детей вызывает вид родителей, которые яростно кричат друг на друга или на ребёнка. Любимый питомец, который превращается в ужасного зверя с диким оскалом.

Другими словами, ломается наше восприятие ожидаемого поведения. Стереотип клоуна, который нам известен, никак не предполагает, что этот персонаж начнёт выкапывать себя из могилы, брать бензопилу или резать людей. Нас пугает неожиданность, она доставляет нам дискомфорт.

Оригинальный усвоенный образ доброго клоуна так силён, что продолжает бороться с злым клоуном в нашей голове даже в зрелом возрасте. В России сказывается роль советского воспитания, где всегда существовал образ только доброго клоуна. Поэтому был так силён детский шок, когда в нашу страну проникла ужасная пятёрка клоунов из фильма 1988 года «Клоуны убийцы из далёкого космоса» или Пеннивайз из фильма «Оно» по Стивену Кингу. 

7ceac044079995.58072713bdb8d

Американский учёный Джозеф Дарвин из университета Тринити в своей книге «Коулрофобия и трикстер» пишет, что дети боятся клоунов по причине того, что он имеет знакомые человеческие формы, но его лицо скрыто гримом. Соответственно, клоун непонятен и может нести опасность, как и все незнакомцы.

Злые клоуны существуют не только в кино. Есть множество случаев, когда люди в костюмах клоуна совершали преступления и насилия, а также просто пугали детей и взрослых. Ещё до 80-х гг. по Америке прокатилась паника, связанная с преступлениями серийного убийцы Джона Уэйна Гейси, который с 1972 по 1978 гг. надругался, изнасиловал и убил более 33 маленьких мальчиков и подростков в округе Кук Каунти в штате Иллинойс. Своих жертв Гейси находил на различных детских праздниках, карнавалах и ярмарках, куда приходил одетый в костюм клоуна Пого.

ctssk4wc8ctnoqffhuocofyqzm

26 мая 1990 года в городе Веллингтон в Штате Флорида произошло загадочное убийство. Девушка Марлена Варен подошла открыть входную дверь и встретила на пороге кареглазого мужчину в костюме клоуна. У него в руках были цветы и воздушные шарики. Клоун выстрелил женщине в лицо, а после скрылся с места убийства на своём белом «крайслере». Преступление остаётся до сих пор нераскрытым. Такие случаи являются благодатной почвой для новых городских легенд и баек, которые дети рассказывают другу в летнем лагере у костра.

Также свою лепту в конструирование образа злого клоуна вносят современные пранкеры, от США до Германии. Надевая костюм клоуна, пранкеры пугают детей и прохожих, играя на устойчивых архетипах и страхах людей.

Массовая культура делает удивительные вещи. Если бы человек из 40-х гг. прошлого века узнал бы о том, что в 2016 году клоун будет являться синонимом психа, убийцы и исчадья ада, то он бы подумал, что мир свернул куда-то не туда. Справедливости ради, стоит сказать, что многие другие образы приобрели новое дополнительное значение или поменяли коннотацию на противоположную. Например, порно сделало из садовников, сантехников, секретарш и медсестёр вполне конкретные сексуальные образы. Российский фильм «ДМБ» поднял армейский юмор в широкое общественное поле и внёс свой вклад в конструирование юмористического образа российской армии.  

Группа Insane Clown Posse, как ни старалась примерять в альбомах образ злых рэперов-психов в клоунском гриме, но запомнилась лишь клипом и песней, выполненными в стиле «так плохо, что хорошо».

Таких примеров можно вспомнить великое множество. Фактом становится то, что массовая культура способна наделить новыми смыслами всё, что угодно. Это обеспечивается богатейшим культурным наследием, интерпретацией, иронией, и другими постмодернистскими способами.

Не в последнюю очередь от философской подоплеки данной проблемы страдают и сами клоуны. На цирковые представления ходит все меньшее количество человек, а дети, насмотревшись страшного контента, не готовы довериться выпускнику театрального или циркового ВУЗа, и так работающего за меньшую ставку.

В Латинской Америке организация «Братство латиноамериканских клоунов» уже проводит специальные акции в поддержку собственной профессии. Что касается нашей страны, то решением такой тонкой психологической проблемы станет включение цирка в Вашу персональную культурную программу. Один-два раза в год ― не такая большая нагрузка на кошелек жителя большого города.

Автор текста ― Влад Чертыков

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook