Развлечения

Яйца, брокеры и морские гребешки: странная реклама начала 90-х

Опубликовано 19 января 2015 в 19:21
0 0 0 0 0

Последние перестроечные и первые постсоветские годы, помимо прочего, ассоциируются в России с рекламой: ее количество стало расти в геометрической прогрессии — в первую очередь, по телевизору. Дети девяностых ностальгируют по роликам «Фрутеллы», «Вагон вилс» и «Куку-руку», однако на поток и более-менее профессиональные рельсы все это было поставлено лишь примерно к 93-му году — а до того было гораздо наивнее и смешнее. TNR и паблик «Орбита-4» сделали подборку неочевидной и полузабытой рекламы: здесь, разумеется, принципиально нет легендарного вентиляторного завода, зато есть кое-что другое.

Реклама ранних девяностых моментами представляет собой чистейшее наивное искусство — еще живы скромные традиции СССР, западные образцы только-только появляются, об умении снимать и нормальной технике не может быть и речи, многое делается по наитию.

Например, усилиями КВНщиков: в 1989-м году список спонсоров команд зачитывал вовсе не Александр Васильевич, а сами играющие снимали ролики про свои телевизионные и металлургические заводы. Сейчас трудно поверить, что они это серьезно, но тем не менее: очкастые бильярдисты рекламируют качканарские окатыши (что бы это ни значило), школьники устраивают бунт против счет и требуют компьютеров (в итоге на помощь приходит буквально господь бог), средневековых рыцарей выбрасывают в мусорку (спойлер — так делать неправильно) и тому подобные радости жизни.

Дальше — больше. Начинает появляться реклама кооперативов, товарных бирж и прочих капиталистических атрибутов; делается все пока в подчеркнуто минималистическом ключе. Существует легендарная история про не сохранившийся ролик-фантом, крутившийся после программы «Время». В нем человек на экране сначала молчал, через пару недель говорил «Настанет день, и я скажу все, что думаю по этому поводу», потом звал вступать в «Менатеп», причем подводка на финальной стадии звучала чуть ли не от диктора и чуть ли не «Внимание, сейчас прозвучит важное обращение правительства». В «Менатеп», судя по всему, еще сами не совсем понимали, чем хотят заниматься, но уже хотели рекламироваться — по тому же пути шли и другие.

Биржа «Алиса», к примеру, показывала песика:

Тогда еще кооператив «МММ» — запредельные ролики про необитаемый остров, яйца и вообще все подряд (здесь, в свою очередь, фигурирует котик):

«Международная биржа» — улыбчивого Игоря Верника с зонтом:

А фирма «Сэлдом» — просто ничего:

Еще немного примет времени. Вот так выглядел средний рекламный ролик в 1992 году — ухудшенная советская анимация, ксероксы, страховые полисы, лотерея, фирмы широкого профиля под музыку из «Бегущего по лезвию», все тот же Верник изображает коммерсанта, косметику Avon умилительно советуют покупать в магазинах «Березка».

Также немного модных девайсов и гаджетов от людей, которые через 10 лет прославятся по ролям в фильме «Антикиллер»:

Реклама идет даже в новостях (на часах перед выпуском по второму каналу, например, довольно долго висел логотип все того же «МММ»), впрочем, скорее в ироническом ключе. Нет колбасы? Ешьте морских гребешков, а то они тоже скоро закончатся! (еще обратите внимание на пассаж о «рекламе для брокеров»):

Все происходящее, понятно, не могло не спровоцировать вал пародий — пожалуй, опустим ролик про детское питание «Bledina» от Игоря Угольникова и Николая Фоменко, который видели более-менее все (впрочем, на всякий случай), а вот на программу «Адамово яблоко» стоит обратить внимание. Идет 1991 год, Илья Олейников и Юрий Стоянов еще до программы «Городок» обыгрывают всю актуальную на тот момент рекламу, начиная с уже упомянутого песика и вплоть до каких-то совсем неочевидных теперь вещей:

К середине девяностых моментами все уходит совсем уже в какой-то дадаизм — реклама голода, плясок на похоронах, зарплаты (с матерящимся шахтером), а также супружеской измены и смерти. Неплохо:

Пиршество абсурда начало окончательно затухать примерно к 96-му: западной рекламы стало гораздо больше, а российские копирайтеры наконец-то набили руку — и в народном сознании шоковые хиты первых капиталистических лет были окончательно вытеснены более традиционными сюжетами про шампуни от перхоти и шоколадки. Однако не стоит забывать столь удивительное время: большего party hard в рекламном бизнесе мы вряд ли еще дождемся.

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook