Развлечения

Забытые телешоу: во что и как играли в ранние девяностые

Опубликовано 10 января 2015 в 20:00
0 0 0 0 0

Когда кто-нибудь вспоминает российские телевизионные игры, то все обычно упирается в «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено» или что-нибудь подобное из нулевых. Однако и десятилетием раньше в этом отношении кипела такая жизнь, на которую теперь без смеха, слез и всей гаммы эмоций от восторга до жалости просто не взглянешь. Мы собрали 5 передач, которые вы наверняка не помните: подростки и знак зодиака Горбачева, Иван Демидов и кокос, Евгений Стычкин и сеговский ежик, августовский кризис и чтение телепрограммы на скорость.

«Великолепная семерка», 1 канал, 1992
Интеллектуальная игра для подростков с элементами экшна: за экшн, правда, отвечают вставные номера, где молодые Сергеей Жигунов, Сергей Белоголовцев и другие разыгрывают сценки по мотивам массовой культуры — про Джеймса Бонда, Фредди Крюгера и вампиров; есть даже пародии на Сталина с Берией, круто срифмованные со «Стеной» Алана Паркера. В представленной здесь нарезке за 1992-1995 годы всем красочным представлениям отведена бóльшая часть (впрочем, кто бы это смотрел, если бы не они), но к концу проступает и основное содержание — там детей, например, спрашивают, кем был по гороскопу Горбачев. Также обратите внимание на ведущего — это Александр Завенович Акопов, нынешний глава кинокомпании «Амедиа», а тогда просто бывший редактор из молодежной редакции Центрального телевидения и начинающий продюсер.

«Лимпопо», 1 канал, 1992
Практически стершееся из памяти шоу с призами и попытками изобразить роскошь. По-сиротски засыпанная песком студия в роли тропического острова, грустные аборигены из ТЮЗа олицетворяют русскую тоску, у телеведущего Ивана Демидова спрашивают, знает ли он, что такое кокосовый орех. Угадав, что изображено на картинке, можно выиграть рисоварку, магнитолу «Шарп» и карточки на покупки в каком-то недавно открывшемся супермаркете; периодически все перебивается абсолютно дикими танцами женщин в лосинах.

«Возможно все», 1 канал, 1993
Недолго продержавшаяся в эфире, но страшно милая викторина: чувствуется, что всем уже хочется быть в новой России, но с момента развала СССР прошло всего-ничего. В результате мы видим ведущих, пришедших как будто из рекламы советского ателье, выбор игроков с помощью бумажек, спонсоров под названиями типа «Информационно-производственное объединение «Информационные технологии»» и двухтомник «Унесенных ветром» в качестве приза наряду с телевизорами и автомобилем. Ближе к концу появляется с песней покойный Мурат Насыров, после чего где-то с 21-й минуты начинается такая романтика, какой свет не видывал.

«Соник-суперёжик», 2 канал, 1994
Одно из полей битвы производителей игровых приставок за души подрастающих россиян: телеигра про научную фантастику с артистом Евгенией Стычкиным в облике инопланетного гостя. Лучшие традиции советских викторин (трогательные семейные команды, фоновое звуковое сопровождение, как из школьных кинофильмов) перебиваются массированной рекламой «Сеги»: на этом построен финальный конкурс, рекламный ролик показывают три раза за 15 минут, из бегущей строки можно узнать, что «Сега» тогда стоила 150 долларов. Ежик Соник, кстати, вовсе не супер — он навязчиво копошится в углу экрана и, кажется, изображает эпилептические припадки.

«Программа передач», 2 канал, 1998
Вершина посткризисного упадка в сфере развлекательного ТВ — если ранее канал РТР славился пышнейшими лотереями вроде «Лотто-миллион» или игрой «Довгань-шоу» (в которой студия просто ломилась от еды и дорогого алкоголя), то в 98-м на смену этому пришли другие реалии. Уважаемому знатоку и ведущему «Брейн-ринга» Андрею Козлову приходится осваивать иной род деятельности: мерзнуть на улице в курточке и проводить с гражданами конкурс на скоростное чтение телепрограммы. Проскальзывают реплики в духе времени: «Вы безработный, это не повод для шуток», «Вы как будто раньше диктором работали, вас сократили?». Еще можно вспомнить, что тогда показывали — в программе значатся короткометражный фильм «Голодовка» и документалка «Монстр. Портрет Сталина кровью».

Пожалуй, все это не представляет ни малейшей культурной ценности в качестве самостоятельных программ — однако, если всмотреться, даже в самом легком жанре разгадывания загадок за телевизоры и кокосы в никому не нужных передачах можно разглядеть летящие искры от столкновения двух реальностей. Растянутые свитера против дорогих пиджаков, звезда «Ералаша» рекламирует «Сегу», будущий суперпродюсер еще нянчится с молодежью, а Мурат Насыров еще не прыгает из окна. В общем, красота в мелочах и тихое движение тектонических плит — что может быть увлекательнее, чем за таким наблюдать.

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook