Заграница нас научит

Опубликовано 18 июля 2014 в 16:00
0 0 0 0 0

Не так давно российское правительство одобрило программу субсидирования обучения за рубежом отечественных студентов. Согласно предложению Агентства стратегических инициатив, россиянам, самостоятельно поступившим в ведущие иностранные вузы, будут выдаваться гранты в размере 1,4 млн. рублей ежегодно. Программа, цель которой – получить специалистов в актуальных для экономики страны областях, рассчитана на три года, в течение которых, как ожидается, обучение за рубежом пройдут 1,5 тыс. российских студентов.

Happy group of students

В списке достойных вузов: американские, канадские, британские, немецкие, китайские и даже южноафриканские учебные заведения. Почему властьпридержащие не выразили желания вложить часть средств в развитие отечественного образования, в программе не уточняется. Но мы, на всякий случай, поинтересовались у петербургских студентов, поучившихся за границей, какие преимущества они видят в европейской системе образования, и что можно было бы изменить в отечественных вузах. А заодно узнали, хотят ли они, нюхнувшие европейской жизни, работать в России.

Оксана

Hanze University Groningen

Hanze-Logo-INTERNATIONAAL-DIZAIN_witte letters op oranje

На последнем курсе бакалавриата нужно было определяться, куда идти дальше. После долгих и весьма пространных интернет-поисков я нашла программу «Master in International Communication», где до начала мая можно было предоставить мотивационное письмо, рекомендации, портфолио и текущие отметки, а диплом и языковой сертификат выслать позднее. Эта программа реализуется консорциумом из четырех университетов, и каждый семестр ты учишься в новой стране. В итоге первый семестр я училась в Вильнюсском университете, сейчас учусь в Hanze University в Голландии, в следующем семестре я буду писать магистерскую диссертацию и стажироваться в Польше. В моей группе все студенты из разных стран (Франция, Германия, Канада, Тринидад и Тобаго, Бельгия, Кипр, Саудовская Аравия), поэтому одно только общение с одногруппниками уже многому научило меня в плане международных коммуникаций.

Я, мягко говоря, не из самой обеспеченной семьи, поэтому когда-то даже и думать не могла, что поеду учиться за границу. Для меня это очередной шаг для выхода из «зоны комфорта». В свое время поступление на журфак было для меня вызовом, но, боюсь, красный диплом и репутация прилежной студентки дали бы мне расслабиться в магистратуре. А новое окружение, новые требования, новый язык заставили снова мобилизовать усилия и помогли двигаться вперед.

Определенное преимущество в обучении за рубежом — реальный языковой «апгрейд». Раньше я неплохо говорила по-английски, но, безусловно, когда у тебя каждый день пары на английском, задания на английском, наконец, 5 курсовых, которые должны быть написаны в строгом научном стиле с использованием терминов — это очень прокачивает уровень владения языком. Еще это помогает увидеть другую страну глазами ее жителя, а не туриста, и это тоже очень хороший опыт. Но, пожив в нескольких странах, могу сказать, что в России не все уж так плохо, как нам кажется.

В Европе образование более практически направленное, меньше теории, больше конкретных примеров. От тебя не требуется знать, когда и кто придумал это теоретическое направление, но ты должен понимать, как применить его для реальной работы. Для меня было очень непривычным работать в группах. На некоторых курсах все задания выполняются исключительно в группах, и оценка, соответственно, одна на всех. В итоге большинство предпочитает не напрягаться, а кто-то отдувается за всех. Забавно, но по личному опыту и наблюдениям знакомых, обычно в интернациональных группах тянуть всю группу приходится русским, мы привыкли к более высоким стандартам. Европейские студенты же не так сильно парятся из-за оценок — тут ты получишь желаемые кредиты, если получишь слабую троечку (5,5 в десятибалльной системе), так зачем напрягаться?

Я не особо сентиментальный человек, но по Петербургу скучаю. Когда приехала на каникулы, то поняла, чего ужасно не хватает, — простора. У нас выйдешь на Невский — столько пространства, такое раздолье — чувствуешь какую-то свободу. А в той же Голландии все очень узенькое, низенькое, маленькое — конечно, сначала все кажется красивым, игрушечным, но вскоре начинает попросту давить. За семестр, который я провела в Голландии, я поняла, что не останусь тут ни за какие коврижки. Хотя у меня есть несколько друзей, которые влюбились в Голландию с первого взгляда и планируют остаться. Но особых перспектив в плане работы для неграждан ЕС тут нет: приоритет отдается сначала голландцам, потом европейцам, а уже потом всем остальным. Поэтому в настоящий момент я планирую возвращаться в Россию и работать в российском отделении зарубежной компании.

Кристина

Masarykova univerzita

masarykova-univerzita-1

Я всегда хотела поехать учиться за границу практиковать английский язык, интересно было, познакомиться с людьми из разных стран, узнать больше о системе образования в Европе (она, кстати, значительно отличается от наших ВУЗов). В 2007 году я уехала учиться в Чехию в город Брно и получила магистерский диплом по специальности «Европейская политика» в университете им. Масарика. Эта программа составлена двумя кафедрами (политологии и международных отношений) специально для иностранных студентов на английском языке.

Главное преимущество образования за границей – доступность учебных материалов и высокий уровень обеспеченности техническими средствами (компьютеры, сканеры, принтеры можно использовать в любое время суток). Непривычным было то, что все экзамены сдаются письменно, в то время как в России, напротив, мы сдавали экзамены устно. По своему опыту, могу сказать, что такая форма помогает чётко формулировать мысли и не уходить в сторону. Система обучения в Европе вообще довольно сильно отличается от нашей. Курс построен таким образом, что определенную статью, главу, параграф необходимо освоить к определенному занятию и написать по нему работу (краткий конспект или свой критический комментарий). Таким образом, студенты готовятся к каждому занятию, так как группы небольшие и прийти неподготовленным попросту стыдно. Кстати, доступ к учебным материалам (статьям, книгам) довольно свободный, много чего есть в электронном виде, а компьютерный зал работает круглосуточно, можно даже остаться в университете на ночь.

Еще один момент касается выражения собственного мнения по поводу услышанного или прочитанного. На подготовительных курсах говорили, например: «Мне не интересно, что вы думаете о Достоевском, вы должны знать, что говорил об этом Белинский». То же самое было в университете. В Чехии же, наоборот, важно, что думает о происходящем сам студент. Поначалу это было очень сложно, к тому же, я училась на английском, но уже после первой сессии я адаптировалась и сдала все экзамены.

Сразу после университета я легко нашла работу, где требуются знания английского и русского языков. Пока мне всё нравится, но если чего-то будет не хватать, то вернусь в Россию. По Петербургу скучать я не успеваю, так как довольно часто сюда приезжаю.

Александра

Universitat Autònoma de Barcelona

logo-uab

Я уехала учиться в Испанию на 4 курсе университета по программе обмена между Академией госслужбы и Барселонским Автономным университетом. Учиться за границей было моей мечтой — я ещё в детстве смотрела американские фильмы, где показывают школы и университеты, которые не похожи на наши, с индивидуальными шкафчиками и большими столовыми. Поэтому, когда появилась такая возможность, я за неё ухватилась и не отпустила. Тем более, что был вариант поехать в Испанию, а я обожаю эту страну и знаю язык! Ну и, как я считала тогда, обучение за границей станет моим явным преимуществом при устройстве на работу.

На мой взгляд, в обучении за рубежом — одни сплошные преимущества.

В первую очередь, это смена обстановки и новые знакомства. Так как в Европе очень распространена система международных обменов, у меня появилось много друзей из разных частей света: от Чили до Австралии. Кроме того, это прекрасный способ увидеть культуру другой страны изнутри. Сколько бы раз до этого и после я не была в Барселоне, я никогда не могла увидеть её именно глазами местного жителя. Ежедневные занятия в университете, времяпрепровождение, бытовые нюансы — ничего этого в качестве туриста не увидишь. Плюс, это практика языка: английского, испанского, каталонского (Барселона — столица Каталонии, и местные жители, в первую очередь, говорят на каталонском).

Интересно было также познакомиться с самой системой образования. В Европе везде введена болонская балльная система оценок, поэтому, когда я приехала в Барселону, то долгое время не могла привыкнуть и вообще разобраться с этими баллами: как они суммируются и начисляются. Все экзамены там письменные, что для меня тоже было удивительно, так как в моём университете в основном экзамены устные. На экзамене преподаватель даже не видит, чья это работа, ты не подписываешь имя, просто ставишь свой номер студента, таким образом, работа оценивается беспристрастно. Занятия, по большей части, проходят в форме лекций, во время которых студенты могут выражать своё мнение, задавать вопросы. Иногда проходят дебаты или обсуждения какого-либо вопроса в мини-группах. За семестр нужно также выполнить 2-4 индивидуальные работы в форме эссе, объёмом примерно 3-4 страницы. Всю информацию о предметах можно найти в личном кабинете на своей персональной странице. Здесь же можно связаться с преподавателем, посмотреть часы его работы, проверить сроки сдачи работы. Все материалы для занятий: фрагменты книг, пособий и монографий преподаватель загружает в общий доступ. В общем, система очень отличается от нашей. Преподаватели доступны для студентов — на электронные письма отвечают в тот же день. Отношения преподавателей и студентов – партнёрские. Студенты приходят учиться, все заинтересованы в получении знаний, преподаватели пытаются максимально доступно изложить информацию для слушателей. Студент вправе говорить на том языке, на котором ему удобно: это может быть каталонский, испанский или английский — все преподаватели ВУЗа говорят как минимум на этих трех языках. Университет в Испании — это такая открытая и доступная среда для студентов. На пару можно прийти в чём угодно: в мотоциклетной каске, в куртке, полураздетым, с разноцветными волосами — никто тебе ничего не скажет. Нет никакой пропускной системы. Можно зайти, выйти в любое время, никакой охраны нет. Можно даже домашнее животное с собой захватить.

Для меня этот опыт стал, так называемой «школой жизни». До этого я никогда не жила без родителей, в Испании же мне пришлось самой о себе заботиться, готовить, распоряжаться деньгами, уметь в нужное время сэкономить, делить квартиру в студенческом кампусе с незнакомыми людьми. Чего мне не хватало за рубежом, так это наших питерских сладостей из «Севера» и классных конфет фабрики им. Крупской. Там нет ничего похожего, поэтому конфеты мне присылала мама. Недостаток выделю только один — жизнь в Европе значительно дороже, чем у нас.

По Петербургу я не скучала вообще, и возвращаться домой не хотела, но я понимала, что закончится период обучения, и мне придется уехать из Барселоны. Конечно, если бы я нашла шанс остаться, то осталась бы там с удовольствием. Но мне нужно было окончить университет, и я вернулась в Петербург. Сейчас уехать в Барселону можно, только устроившись в сферу услуг, но такой вариант я не рассматриваю, если же подвернется что-то интересное, обязательно уеду.

 Текст: Татьяна Тивлюкова

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook