Развлечения

Здесь бьются на мечах и запускают Олимпийского Мишку: репортаж с «Бигфеста»

Опубликовано 26 июня в 18:34
0 0 0 0 0

В Петербурге в Музее стрит-арта 10-11 июня прошел «Большой фестиваль комиксов и ностальгии». Это крупнейший в стране фестиваль гик-культуры, который собирает на одной площадке фанатов комиксов, сериалов, фильмов, видеоигр и технологий, а также художников, мультипликаторов и блогеров. Ранее мы публиковали интервью с Дмитрием Сыендуком, гостем и один из организаторов фестиваля, и художником Бартанг. Теперь мы предлагаем вам прочесть репортаж, подготовленный корреспондентом Анной Юдаевой.

На подъезде к Шоссе Революции из автобуса видна длинная очередь, в которой с обычными подростками соседствуют люди в ярких костюмах и цветных париках. Пожилая дама указывает на колонну длиной в пару сотен метров и интересуется, куда собрались все эти люди. «На фестиваль комиксов», — отвечают девушки, стоящие у дверей. «Ну, что ж, это поколение не совсем потеряно, хоть чем-то интересуются», — вздыхает женщина.

А люди в очереди тем временем шутят, поправляют костюмы, кто-то сидит на траве, а поблизости ходят фотографы – хотят запечатлеть ажиотаж, вызванный «Большим фестивалем комиксов и ностальгии». Фестиваль действительно большой, в этом году он переехал из «Экспофорума» в Музей стрит-арта и занял каждый метр свободного пространства. «По-моему, теперь стало лучше, просторнее, нет этих стен вокруг», — заметил один из гостей. И правда, перемена места пошла «Бигфесту» на пользу.

Особенно повезло зоне игры «Ведьмак»: поклонники Средневековья и фентези организовали площадки для уроков фехтования и стрельбы из лука, установили небольшую кузницу и… виселицу. Но ее использовали не для публичных казней, а для игр с преодолением препятствий и просто для антуража.

Кроме того, открытое пространство позволило добавить эффектную декорацию: поблизости от памятника Ленину танцуют на ветру аэромены в виде Рика и Морти, персонажей сериала Джастина Ройланда. У подножия фигур в землю вросла летающая тарелка, на которой ученый-алкоголик со своим внуком путешествуют по галактикам. На фестивале в нее забираются все, кому не лень, и делают фото на память.

Вообще в этом году на «Бигфесте» «Рик и Морти» привлекает столько же внимания, сколько в прошлом году – «Гравити Фолз». И косплееров в белых халатах и растрепанных сине-белых париках не меньше, чем ребят в кепке Диппера Пайнса. И это логично: во второй день фестиваля издательство «Комильфо» представило комикс «Рик и Морти», переведенный Дмитрием Сыендуком. Его голосом персонажи сериала говорят в русской озвучке.

Сыендук признался, что самое сложное в переводе – адаптировать шутки для русскоязычной аудитории. Одну из них, построенную на игре слов, так и не удалось перевести как следует, и слушателям предложили придумать свои варианты адаптации. Даже пообещали подарить книгу комикса за лучший вариант, но достойного перевода никто не придумал. В итоге бесплатный экземпляр достался человеку в образе Рика Санчеза.

Джастин Ройланд хотел приехать в Россию, как создатель «Гравити Фолз» Алекс Хирш в прошлом году, но этому помешали дела. Поэтому Ройланд записал видеообращение к поклонникам, в котором вместе с Хиршем шутит над стереотипами о русских и делится деталями третьего сезона своего сериала. Видео показали на сцене комикс-зоны, после чего все, кто желал приобрести книгу «Рик и Морти» с автографом Сыендука, выстроились в длинную очередь, разделившую пространство от входа до главной сцены и территорию с павильонами и стендами.

Очереди – неотъемлемая часть фестиваля. Кто-то стоит, чтобы получить автограф, кто-то хочет примерить очки виртуальной реальности или повеселиться у игровых автоматов, кто-то проголодался в самый разгар «Бигфеста», когда множество людей стекается к фудкорту. Но зато, пока ты свободен от очередей, можно гулять по павильонам, играть в видеоигры, слушать лекции художников и дизайнеров, учиться рисовать фензины – мини-комиксы – или смотреть фильмы о космосе в сферическом кинотеатре. Кроме того, можно фотографировать стенды различных фандомов.

«А Маяковского можно читать?» — «Можно». «И Бродского?» — «Бродский тоже сойдёт». Девушка в красном платье и белом фартуке отпечатывает через трафарет на красном лоскуте надпись «Суперсила в еде». У стенда, посвящённого столетию революции, о денежном обороте не может быть речи, поэтому красные повязки люди получают за чтение стихов. Это не единственный стенд, связанный с историей СССР.

Ближе к зоне игры «Ведьмак» находится «Коммунальная квартира». У входной двери стены разрисованы маркерами, рокеры на скамейке играют в карты, из динамиков звучит Цой. За столом типичной советской кухни, с бельём на веревках и старой скатертью, сидит типичная бабушка с клюкой. Проходящий мимо парень шутит над ней, и косплеер в платке и очках правдоподобно кричит: «Ты как ведешь себя? Хулиган, наркоман!», — и трясёт клюкой. За стол время от времени подсаживаются персонажи других фандомов. Джон Сноу тоже проникся духом коммуналки и взялся за граненый стакан.

Такие стенды отражают ту часть названия фестиваля, в которой находится слово «ностальгия». Люди, которые скучают по комиксам и видеоиграм из детства, цветным вкладышам, фильмам из девяностых или сериалу «Твин Пикс», могут прикоснуться к фрагментам мира, уже ставшего частью истории. Можно присесть на диван Бивиса и Баттхеда, включить телевизор и переместиться в прошлое, когда все играли в денди и выбирались с друзьями в компьютерные клубы.

Тем временем в другом конце Музея стрит-арта катушки Теслы стреляют молниями и из химических колб вытекает странная субстанция. В углу на подушках люди в белых халатах раскуривают кальян и делают туман из сухого льда. Рыжая девушка в пижаме — Салли из «Корпорации монстров» — с недоверием протягивает руку к искрящейся катушке, сверкает молния. «Ух ты, не больно!» — «Ва-а-ау, физика, не больно!» — восклицает экспериментатор.

На его костюме видна эмблема «SCP Foundation» — эта несуществующая организация занимается изучением аномальных объектов и явлений. Рядом с шатром, в котором специалисты SCP устраивают шоу с электричеством и взрывами, на столах стоят копии «аномальных объектов». Ржавый гвоздь может прибить к земле тень, а желтые сияющие таблетки способны перенести сознание на солнечный курорт – такой артефакт был бы полезен в Петербурге. Особенно во время фестиваля, когда начинает накрапывать дождь.

Косплеерам такая погода совсем не на руку: пышные платья, рога из папье-маше и уложенные парики должны безупречно выглядеть на дефиле. В течение двух дней «Бигфеста» на главную сцену выходили косбенды в образах персонажей из разных фандомов. Были и принцессы Диснея, и герои вселенной Хаяо Миядзаки, и эльфы из «Драконов и подземелий», и даже сахарные люди из «Времени приключений». Победителями конкурса косплея стала команда «Russian DC». Джокер в зеленой шапке-ушанке с балалайкой и Харли Квин в черно-красном сарафане и с битой, разукрашенной под хохлому, получили в качестве приза комиксы всех линеек «Bubble».

Пока на главной сцене соревновались в красоте костюмов и танцевали под восьмибитный чиптюн, за фудкортом, в зоне Скотта Пилигрима, разворачивалась битва рок-групп. Музыканты играли каверы на песни из известных фильмов и сериалов, некоторые группы исполняли собственные композиции. Состязание длилось два дня, практически без перерывов, грохот барабанов и звуки гитар разносились по всей территории музея и бились о старые стены.

Может, именно из-за этого на художников на Аллее авторов иногда сыпалась пыль от штукатурки. А может, виной тому заброшенность здания. Группы, дошедшие до финала, играли настолько мощно, что люди из толпы забирались на сцену и танцевали вместе с музыкантами. Где еще можно было бы увидеть, как на одной сцене поют и танцуют Супер Марио, Питер Пен, профессоры Хогвартса и Джей и молчаливый Боб?

Вечером барабаны начинают звучать уже на главной сцене, где выступают приглашенные группы. Один из коллективов не просто популярен в Интернете, но и стал мемом. Нейромонах Феофан со своими славянизмами и медведем, танцующим под драмм-н-беэйс, органично вписывается в атмосферу «Бигфеста». Исполнители вполне сошли бы за косбенд, который немного опоздал на дефиле и решил устроить шоу. Не менее эффектна и другая группа — «The Hatters». «Стихи! Хотим стихи!» — «За сто рублей», — шутя, отвечает Анна, одна из исполнительниц.

Парень в образе Джея из «Клерков» выпрыгивает на сцену и протягивает купюру. Кажется, музыканты этого не ожидали, но стих все-таки зачитывают. Происходящее выглядит, как обычный рок-концерт, только у сцены танцуют японские лолиты, герои мультфильмов и комиксов. И выступление заканчивается не просто поклонами и аплодисментами, но и запуском Олимпийского Мишки — повторным. Это еще один привет из прошлого. Он напоминает, что на «Большой фестиваль» приходят люди, которые выросли в разное время, на разных фильмах и играх, но их всех объединяет одна культура, зародившаяся в двадцатом веке и процветающая сейчас.

Текст: Анна Юдаева

Фото: Анастасия Кирьянова

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook