В социальных сетях появляются записи с тегом #позорэрмитажу. TNR пытается разобраться, что к чему.
Столь массовая «народная» реакция связана с выставкой бельгийского художника Яна Фабра, проводимой Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Выставка «Рыцарь отчаяния – воин красоты» стартовала 22 октября 2016 года и продлится до 9 апреля следующего года. В экспозиции представлены более двухсот произведений художника.
Катализатором гнева пользователей по всей стране стало уголовное дело в отношении девушек из Хабаровска, надругавшихся над трупами щенят и котят из приютов.
Министерство культуры перенаправило недовольных за объяснениями в сам музей. Официальная реакция Эрмитажа уже известна: выставка будет продолжаться, а в ее рамках будут проводиться разъяснительные встречи, как в музее, так и вне него.
Массовое негодование возглавили публичные люди: рэпер Птаха, певица Елена Ваенга, фигурист Алексей Ягудин и его спортивный агент Леван Матуа. Марина Иванова, активист из Перми, создала петицию с требованием о закрытии спорной выставки.
Редактор TNR не принимает живодерство во всех его проявлениях и поддерживает высказывание любого общественного мнения в Интернете, но текущая протестная активность вызывает несколько вопросов.
Отчего в каждом обращении приводится тема подрастающего поколения, если рекомендуемое возрастное ограничение выставки, выставленное самим музеем ― «16+»?
Почему внимание общественности уделено только двум экспонатам из двухсот?
Критики инсталляций в рамках масштабной выставки не принимают к сведению или не знают, что Ян Фабр является универсальным деятелем современного искусства. Фабр известен как режиссер, скульптор и художник. В рамках выставки в Эрмитаже его работы находятся в залах с картинами Снейдера, Рубенса, ван Дейка и во дворе Зимнего дворца. Самим художником это было сделано намеренно, поставив себя как современника в «диалог» с классическими фламандскими художниками.
Ориентируясь на комментарии в соцсетях, многие пользователи, побывавшие на выставке в Эрмитаже лично, остались под позитивным впечатлением, разглядывая переливание света на экспонатах, выполненных из панцирей жуков, являющихся органическим расходным материалом в ресторанах Юго-Восточной Азии.
Почему первые посты с массовым недовольством были сделаны в одно и то же время, причем не сразу после открытия выставки?
Сотрудники музея, отвечающие за продвижение Эрмитажа, в конце сообщения «Ленте.ру» заявили, что похожие комментарии, выражающие массовое недовольство посетителей, поступали организованно с 15:00 10 ноября 2016 года. «Организованная атака» была отбита, но сообщение о гневе ботов, представляющих народ, появилось в новостных сводках.
Не было ли это сделано с целью привлечения внимания незаинтересованного пользователя манипуляцией? Повод ― болезненный, мишень художника ― очевидна.
Сообщения в СМИ появлялись и ранее, но репортаж телеканала НТВ от 28 октября с последующей реакцией Эрмитажа не вызвал всеобщего внимания, как сейчас в российских сегментах Twitter и Instagram.
Почему никто не хочет слышать самого автора?
В России, где не победили догхантеров и принимают чучело мертвого лиса за юмористический мем, подобный общественный активизм выглядит по крайней мере спорной затеей.
Общественная дискуссия в отношении любого вопроса всегда полезна, будь то обсуждение насилия в отношении женщин по тегу #янебоюсьсказать или разговор о проблеме защиты животных. В социальных сетях за развитием событий можно следить по тегам #кошкизафабра и #позорэрмитажу.
К вечеру субботы к общественному диалогу подключились медиаперсоны и по другую сторону баррикад. Сергей Шнуров, Сергей Минаев и даже представители петербургского котокафе «Республика кошек» высказались в поддержку выставки бельгийца.
Для анализа причин и следствий в России требуется все более невменяемая первая реакция на поступающие информационные поводы. Неважно, какую тему хотел раскрыть автор, если разговор о новациях самого музея вызовет еще больше несправедливых пересудов. Изначальный посыл художника перебивается подачей медиаинформации в соцсетях и СМИ. Консервативно воспитанное население реагирует на шок-контент, нивелируя задумку автора.
Ждать ли теперь внимания неравнодушных граждан к Кунсткамере и Зоологическому музею, где экспонаты возможно подвести под схожие обвинения?
TNR обратилась за комментарием к заведующему Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа ― Дмитрию Озеркову.

Как вам кажется, из-за чего случилась такая массовая сетевая атака на выставку?
Мне кажется, что, в целом, общество настроено очень истерично и агрессивно. Это быстро превращает его в толпу, в устах которой сложная и умная инсталляция становится просто чучелами. Чучела быстро превращаются в «трупы животных», а потом уже говорят, что они «распяты на крестах». При этом на выставке никто из толпы побывать не смог и черпает информацию из третьих рук в Интернете. Как говорится, «Пастернака не читал, но мнение имею».
Современное искусство часто непонятно, это факт. Мы стараемся делать все возможное, чтобы объяснить то, что непонятно. В залах Эрмитажа размещены тексты и QR-коды на бесплатный аудиогид. Раздаётся бесплатный путеводитель. На веб-сайте Эрмитажа размещены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
По-вашему, что необходимо сделать, чтобы мнение к экспозициям современных художников поменялось в нашей стране?
Чтобы поменялось мнение, людям нужно тратить больше времени на образование. Это поможет им в итоге не становиться жертвой агрессивных интернет-волн, разрушающих их личность. Поможет жить ярче и интереснее.