Олег Волин: Успешным становится лишь бизнес, который учитывает человеческие отношения

Опубликовано 03 октября в 00:04
0 0 0 0 0

«Выигрывает и богатеет в торговле тот, кто оказывает услугу обществу. Наивыгоднейший товар — доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстию. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела», русский купец Н. М. Чукмалдин

Маски сброшены

Торговые центры в таком виде, в каком мы из знаем, появились в результате эволюции маленьких базаров, которые устояли и перед войной, и пожаром.

Собственно, базары и ярмарки — это одна из первых форм организованной торговли. Традиция покупать товары из первых рук даже в пандемию не утратила актуальности — продовольственные рынки не закрылись и продолжили свою работу.

После карантинных послаблений в торговые центры начали возвращаться покупатели, которые успели соскучиться по живому общению с продавцами, которое не хватает при оформлении покупок в онлайн-магазинах.

«Классическое «общество потребления» несколько изменилось, самоизоляция показала, насколько уязвимы традиционные связи в момент кризиса. Новая посткарантинная реальность диктует другие условия. Успешным и востребованным оказывается тот бизнес, где человеческие отношения являются основой корпоративной философии, как у предпринимателя Олега Булатовича Волина», — сообщает издание РГ. Бизнесмен создает не только уникальные и современные бизнес-системы, но и учитывает вечные ценности личного общения. У него получилось преодолеть такую преграду между покупателем и продавцом, как прилавок. Т.е. он максимально сократил дистанцию между потребностями покупателей и предложениями продавцов.

Говорят, что торговля всегда лишь отвечает на потребности потенциального покупателя, но на самом деле нередко именно продавец создает новый товар, продвигает его и вселяет в покупателя уверенность в том, что он сам его выбрал. Истинные потребности и мотивы покупки никого не интересуют. Зарубежная модель торговли не рассчитана на партнерские отношения между покупателем и продавцом. Хотя на этот момент стоит обратить внимание — партнеру можно доверять, он не обманет и не вручит некачественный товар или ненужную услугу. Тот же продавец, который провернул нечестную сделку, заслуживает того, чтобы в следующий раз вы к нему уже не придете. Помятый помидор на дне пакета, незаметно подложенный торговцем, вызывает раздражение и обиду.

«Традиции русского купечества и предпринимательства всегда опирались на доверие к партнеру и уважение к покупателю. Современный предприниматель Олег Волин интуитивно пришел к традиционной российской торговой модели и воплотил ее в условиях современного рынка. Хотя концепция была задумана и реализована еще в 2012 году, она неожиданно эффективно показала себя в реалиях мира изоляции и ограничений».

При открытии масштабного «Строительный двор Петровский» Волин, возглавлявший компанию «УниверсалРесурс»,  был убежден, что тот должен функционировать по модели русской ярмарки — один товар, один павильон. Или группа похожих товаров — одна торговая площадь. Он не хотел превращать проект в банальный ТЦ, напоминающий муравейник. Но новый формат вызывал настороженность, и предпринимателю настойчиво рекомендовали остановиться на привычном проекте торгового центра.

Олегу Волину настоял на своем. Сегодня «Строительный Двор Петровский» имеет успех как раз благодаря сегментации товарных групп и наглядной внутренней конкуренции. Этот формат бизнеса уже давно воспринимается как привычный и естественный. Пассажная форма организации пространства, где каждый магазин располагает отдельным входом с улицы, оказалась особенно актуальной в условиях пандемии — покупатель издалека видит торговую точку с необходимым товаром и избегает лишних контактов, ведь к любому магазину, располагающемуся в одном из 25-ти зданий также можно свободно подъехать на автомобиле. Те, кто ранее сомневался, уже не вспоминают свои железобетонные аргументы против строительного молла нового поколения.

«В текущей парадигме современного рынка не осталось места проектам, где под финансовую модель подгоняют идею. Только если идея живет в головах и является настоящей потребностью, она может стать основой для какой-то монетизации», — считает предприниматель.

В 2012 году он решил построить оригинальный «Петровский Фермерский Базар» вместо огромного унылого бетонного куба. Сначала многим это показалось авантюрой и ненужной фантазией. Но идея Олега Волина была отлично продумана и концептуально реализована в голове. Он долго и внимательно изучал современные форматы европейских рынков, особенно тех, которые обладают своей эксклюзивной спецификой.

Фундаментальный вывод оказался следующим: чужую специфику невозможно ни скопировать, ни адаптировать. Однако можно передать ее дух и эксклюзивность, а также добавить к этому русский размах. Конечно, для этого пришлось основательно погрузиться в технологию: от основ производства до психологии общения с клиентом. Что касается культурной и философской основы проекта, то его вдохновляли скорее не европейские гастрономы, а наш Иван Шмелев с его культом русских разносолов и историческая традиция русских базаров и известных купеческих торговых домов.

Слово Волина или бизнес в режиме вызова

После того, как весь культурный и экономический базис проекта был наработан, задача реализовать его в виде реального пространства стала неизбежной. Предпринимателю вновь пришлось доказывать жизнеспособность своей новой концепции. Стань «Петровский Базар» обычным продовольственным рынком — это всех устроило бы. Но не Олега Волина — он не собирался строить скучный рынок класса «люкс» на весьма платежеспособном направлении Новой Риги.   В основе его идеи лежал новый способ времяпровождения, когда желание купить свежие продукты совмещается с возможностью выбора не только самих продуктов, но и продавца. Он создал своеобразный «фронтофис» и предложил торговцам занять место перед прилавком, а не прятаться за ним вместе с весами и тайными манипуляциями. Покупатели помимо свежайших овощей, фруктов и мяса получили возможность непосредственного общения с продавцом на фоне витрины с разложенным товаром. Наглядная визуализация процесса торговли порождает доверие и взаимное уважение.

Следующий элемент концепции Олега Волина — это возможность отдохнуть между покупками и тут же перекусить. Или наоборот, специально приехать в «Петровский Базар», чтобы пообедать-поужинать, заказав блюда из заранее выбранных свежих продуктов, может быть и с бокалом вина. Пришлось поднапрячься, чтобы юридический статус «Петровского» совпал с изначально задуманным форматом, но результат такого новаторства превзошел все ожидания. В ноябре 2012 года когда Фермерский Базар Петровский» открылся, это стало чем-то совершенно новым и уникальным для России. По сути, это был первый фуд-корт. «Французская экспансия» на Петровский — один из наиболее ярких моментов в становлении бизнеса.  Пьер Ганьер, шеф с тремя звёздами Мишлен, не продлил контракт с известным транснациональным гостиничным холдингом, а его команда отправилась поднимать «Французское Бистро» на Петровском Базаре. Демарш команды во главе с менеджером Марселем Габитовым выглядел как вызов.

Но еще несколько лет после открытия Олег Волин тщательно искал арендаторов-единомышленников, которые разделили бы философию нового проекта. Нынешние арендаторы «Петровского базара» гармонично вписались в новаторскую идеологию собственника и успешно реализовали ее на практике. Именно в этот момент, по мнению Волина, его концепция «гуманитарных» торговых площадей полностью воплотилась в жизнь. Покупатель и продавец стали партнерами, а не клиентом и торговцем, между ними появилась обратная связь.

Доверие как элемент торговли

Олег Волин всегда выступал за то, чтобы отношения между партнерами по бизнесу становились действительно товарищескими, а не сводились только к получению прибыли. Он уверен, что такие понятия как порядочность и доверие нельзя оставлять за контуром ответственности бизнеса. В лихие 90-е вместе со всей страной Волин пережил кризисы, деноминации, дефолт, недобросовестные действия партнера…

После этого бизнесмен решил строить деловые отношения на условиях гуманности и человеческого уважения. Этот негласный, но понятный всем участникам бизнес-процесса кодекс чести, создает ясную атмосферу доверия и уверенности. Подобное стремление к взаимопониманию и взаимному уважению становится заразительным для действующих и потенциальных партнеров.

Все проекты Олега Волина сейчас активно наращивают обороты и успешно пережили покупательский кризис самоизоляции. Они являются предметом подражания и копирования — тайного и явного. Бизнесмен не видит в этом проблемы, но все-таки новые проекты предпочитает обсуждать в узком кругу единомышленников и друзей.

И вроде бы много было попыток скопировать идею подобного продуктового рынка, однако, гармонии, которую Волин воплотил на Петровском, не достиг никто — видимо, все дело в отсутствии философии и команды. Сегодня жесткие отношения между владельцами и арендаторами торговых центров — это обычная вещь. В условиях рынка нового времени такие отношения показали полную неэффективнось, нежелание людей идти навстречу друг другу, инициировало закрытие многих магазинов, ресторанов и рынков. Традиционные торговые отношения неожиданно разрушились. Но не в системе координат Олега Волина, где гибкая цепочка «поставщик-продавец-покупатель» является, по сути, единым сообществом доверенных партнеров. Подобная система позволила «Петровскому» не просто пережить кризис, но и выйти из него с прибылью. Поставщики уменьшили долю добавочной стоимости, чтобы оставаться в рамках спроса, владельцы торговых площадей проявили гибкость с арендной платой, а покупатели практически не почувствовали скачка цен. Разумеется, что такая жизнеспособная концепция будет востребована всегда, особенно в кризисные моменты. Что касается предпринимателя Волина, то для него сегодняшний кризис — это очередной вызов, на который найдется взвешенное бизнес-решение. С интересом будем ждать реализации нового проекта, контуры которого можно обозначить так: смелые инновации, вековые традиции, уважение и доверие между людьми.

0 0 0 0 0